Картотека "Развитие грамматических категорий"

Кладовая полезных советов для педагогов и родителей

КАРТОТЕКА
"Развитие грамматических категорий"

Автор-составитель: старший воспитатель Меркулова Н.Г.

ребенок читает1. "КТО? ЧТО?" (составление предложений по разным моделям)

2. "ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

3. "ДОБАВЬ СЛОВА" (распространение предложений)

4. "СОСТАВЬ ФРАЗУ" (образование предложений из слов)

5. "НАЙДИ ОШИБКУ"

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".
Зимой в саду расцвели яблони.

6. "ПРОПАВШИЕ СЛОВА"

Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______. Коля и Оля идут гулять в ______. Они слушают там пение маленьких ________. Они собирают ________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________. Маленькие дети торопятся вернуться ____. Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______, чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______.

7. "ОБЪЯСНИ"

8. "ЧТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ?" (тренировка на понимание переносного смысла)

9. "ПРАВИЛЬНО ИЛИ НЕТ?"

10. "ПОДБЕРИ РИФМУ"

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:
каша, вой, подушка, сок; снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

11. "ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

12. "РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ"

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

13. "СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

                                          Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

                                          Дети вышли гулять и ...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если"…

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Александрова Т.В.  «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников», Санкт  - Петербург «Детство - Пресс», 2007 г.

2.   Нищева Н.В. «Игры для развития речи дошкольников», Санкт - Петербург «Детство - Пресс», 2013 г.

3.  Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Москва «Просвещение», 1985 г.

4.  Швайко Т.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва «Просвещение», 1988 г.