Воспитание у ребёнка самостоятельности и самообслуживания

Консультация для родителей на тему:

 «Воспитание у ребёнка самостоятельности и самообслуживания»

Составила: воспитатель Рычинова Елена Юрьевна

Очень важно своевременно приучать ребёнка к самостоятельности. Совсем не правы те родители, которые делают все за ребёнка сами, чрезвычайно опекая, «жалея» его. Иногда они рассуждают так: «Ну, разве мне трудно это сделать, у меня время свободное есть, я имею возможность сама его накормить, одеть, зачем я буду его заставлять, пусть, пока маленький, понежится», и делают за ребёнка то, что он с успехом мог бы сделать сам.

Такие рассуждения неправильны и, хотя они исходят из хороших, добрых побуждений и любви к ребёнку, однако приносят ему лишь один вред.

Вовлекать ребёнка в самообслуживание надо отнюдь не для того, чтобы облегчить уход за ним. Иногда взрослому гораздо легче накормить и одеть ребёнка самому, чем ждать, пока он поест или оденется. Ценным в самостоятельности ребёнка является не только то, что он научится умываться, одеваться, раздеваться, но и то, что активное участие в умывании, одевании и т.д. способствует воспитанию у него стремления все делать самому.

Кроме того, активные действия ребёнка при самообслуживании являются его первыми трудовыми усилиями. Поддержанные взрослыми, они постепенно воспитывают у него ценное моральное качество: не дожидаясь помощи от других, делать, что можно, самому. Поэтому надо не только всячески поощрять необходимые условия: платье должно свободно сниматься, легко застёгиваться; для еды следует приобрести удобную детскую посуду; для курточки прибить невысоко вешалку и т.д.; все вещи, которыми ребёнок пользуется, должны иметь своё определённое место.

Самостоятельность ребёнка проявляется не только в форме самообслуживания, но и в виде посильного участия в работе взрослых, выполнения некоторых обязанностей, небольших поручений и трудовых действиях, например, убирать игрушки, приносить дедушке газету, поливать цветы вместе с мамой.

Мать, идя с малышом из магазина, может что-нибудь из покупок положить и в его сумочку: «Хорошо, что ты помогаешь, мне одной было бы тяжело нести». Так закладывается привычка помогать другим, и такая деятельность не только не идёт в разрез с интересами ребёнка, но доставляет ему много радости. Ему доставляет огромное удовлетворение то, что он «помогает», «работает» вместе с папой или мамой, что он умеет уже многое делать.