2 встреча Понимание эмоций других людей

Психологическая гостиная2 встреча «Понимание эмоций других людей»

Уважаемые родители, тема нашей гостиной «Понимание эмоций других людей».

Умение распознавать эмоции и переживания другого человека, разделять их, называется эмпатией. Прислушивайтесь к окружающим, наблюдайте за ними, чтобы лучше понять настроение, мотивы. Почаще ставьте себя на место другого человека и представляйте, как бы вы отреагировали и что бы чувствовали в его ситуации. Понимание эмоций других людей помогает эффективно общаться.

При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным средствам, на 38% паралингвистическим(громкость, распределение пауз, интонацию (повышение, понижение), поза, жест, мимика и т.д.) и лишь 7% содержанию речи (вербальным средствам). Считается, что мнение о человеке складывается в первые 15–20 секунд.

Техники понимания чувств других людей:

Поупражняйтесь сами

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

Игры с детьми

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Члены семьи по очереди берут любую карточку, не показывая остальным. Задача игрока, взявшего карточку – узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может помочь ребёнку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребёнок, что происходит в его мини-сценке.

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передаёт увиденную эмоцию, как он её понял. Тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».

После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения:

- По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

- Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять её?

- Трудно ли было тебе понять другого участника?

- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Взрослый читает ребёнку сказку. Ребёнку заранее выдаются маленькие карточки с изображением различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребёнок откладывает на столе несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения ребёнок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

Текст сказки не должен быть слишком большим, должен соответствовать объёму внимания и памяти детей определённой возрастной группы.

Ребёнку читают рассказ. Затем необходимо разделиться на две команды. Одна команда задаёт вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла рассказ. Все вместе определяют лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями.

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Вопросы не учитель, а ученик - в этом и заключается «экзамен наоборот».

Цель «Данеток» - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства «Данеток»:

Визуальные «Данетки»

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: «Какой предмет я загадала?» Возможные отсекающие вопросы:

Ситуативные «Данетки» отвечает на вопросы: как это могло произойти?

Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека?

 

Колесо  Эмоции Ситуация 

 

Играть с детьми здорово!

Делитесь впечатлениями, фотографиями в комментариях, мы мы ждем ваши отзывы!
В следующий раз поговорим об управлении своими эмоциями!

 

С уважением, педагог-психолог Ромашихина Галина Викторовна