Увлекательные игры и опыты с водой

дети и летоКонсультация для педагогов и родителей
«Увлекательные игры и опыты с водой»

Автор-составитель: воспитатель Мурашкина Т.А. 

У всех, без исключения, детей вызывают огромный интерес увлекательные игры и простейшие опыты с водой. А уж если скоро лето, да ещё солнечное, безоблачное и жаркое, то и подавно. Когда, если не летним знойным днём есть счастливая возможность бегать на свежем воздухе с брызгалкой, с радостью плескаться прохладной водой, налив её в таз или яркий надувной бассейн и пускать там разноцветных уточек и рыбок. В такие моменты каждый ребёнок невольно превращается в юного искателя приключений, в увлечённого экспериментатора, а его пытливый ум, наверняка, задаст огромное количество важных познавательных вопросов, на которые нам взрослым непременно придётся дать поучительный ответ.

Во все времена, любой ребёнок с неподдельным интересом знакомится с волшебными свойствами удивительной воды. Дайте малышу, лейку, воронку, ведёрки или прозрачные ёмкости разной формы и величины, мерный стаканчик и он сразу начнёт таинство опыта, будет бесконечно воду переливать, проверять её на прозрачность. Как же помочь ребёнку-дошкольнику в его увлечении водой?

Для начала, сконцентрируйте его внимание на том, что вода удивительна и загадочна, она может закипать, замерзать и испаряться, быть мутной и прозрачной, «бить ключом» и вырываться из-под земли ручьями, впадать в озера и собираться в полноводные реки. Активность в познании мира воды детьми целиком зависит от взрослых!

Предложите ребёнку зажать в кулачке игрушку маленького размера или камушек… И что же произошло? Их тут же не стало видно. А получится ли спрятать эти же предметы в воде, налитой в таз. Выполнив такой простейший эксперимент не единожды, ребёнок может воочию убедиться в том, что игрушку, лежащую под толщей воды очень хорошо видно. Так он познает, что вода от природы чистая и прозрачная, поэтому в ней видно всё, любой предмет и на разной глубине. Если в вашем доме есть аквариум, рассматривайте вместе с детьми его обустройство и обитателей, рассуждайте о том, какие в нём есть камешки и растения, сколько плавает рыбок, какие они по строению и поведению. Любознательный ребёнок обязательно заинтересуется тем, а почему они все так хорошо видны.

Это подтолкнет ребёнка изучать и другие свойства воды.

-     Вода не имеет вкуса. Для доказательства поставьте перед ребенком несколько чашек с водой и предложите в одну из них положить сахар, в другую - соль, а третью оставить как есть и попробовать воду на вкус поочередно из всех чашек.

-     Убедиться в том, что вода не имеет запаха тоже легко. Можно закрыть глаза и вдохнуть аромат апельсинового сока, травяного чая, компота из вишни или клубники, а затем сравнить эти запахи с «запахом» чистой воды.

-     Вода принимает форму того сосуда, в который её налили. В процессе эксперимента, наполняя водой прозрачные баночки разной формы и величины, ребёнок сам убедится в данном свойстве воды.

-     Вода льётся! В данном случае, отличным моментом для проведения детской экспериментальной деятельности может служить и народный фольклор. Предложите малышу проверить на практике поговорку «Вода дырочку найдёт». Вместе с ребёнком проделайте на донышке и по бокам пластиковой бутылки несколько отверстий разной величины и налейте в неё воду. Он увидит, как вода быстро начнет вытекать из бутылки через все эти отверстия, причём чем больше отверстие, тем толще будет вытекающая струйка воды.

-     Для измерения количества объёма воды в сосудах разного размера и формы ребёнок может использовать мерный стаканчик. В данном опыте важно показать ему как надо аккуратно вливать воду из мерного стаканчика в кувшин. Для удобства можно пользоваться воронкой. Количество стаканчиков воды, переливаемой в сосуд, можно отсчитывать на слух или откладывая прищепки, счётные палочки, пуговицы, крупные зерна и т.д. Проделав этот опыт с сосудами разного объёма, ребёнок в доступной для его понимания форме, узнаёт, что в них помещается не одинаковое количество воды и делает вывод о том, что чем больше сосуд, тем больше в нём жидкости.

-     Плотность воды, ещё одно свойство, которое определяется тем, что одни предметы при погружении в неё сразу тонут, а другие остаются плавать на её поверхности. Это зависит от разности плотности самой воды и тех предметов, которые в неё опускают. Здесь важно обратить внимание ребёнка на то, что деревянные, а так же полые игрушки и предметы, внутри которых находится воздух, плавают и не тонут, а тяжёлые металлические предметы идут ко дну мгновенно.

-     Вода тяжелее воздуха. Это свойство воды наглядно поможет познать обычный воздушный шар. Для того, чтобы убедиться в этом, шарик необходимо немного надуть, не завязывая ниткой погрузить под воду и чуть приподнять «горлышком» кверху. Воздух, находящийся в шарике тут же вырвется на свободу и устремится на поверхность воды настоящим фонтаном воздушных пузырьков.

Помимо изучения свойств воды, с ребёнком можно организовать различные игры. К примеру, увлекательная «Весёлая рыбалка» такая игра, когда при помощи магнитной удочки ребёнок ловит рыбок с «металлическим носиком». Такую магнитную удочку и  рыбок можно изготовить вместе с ребёнком из предметов домашнего обихода, например из разноцветных пластмассовых прищепок разного размера или из тонкого пластика бутылочки из-под молока, надев на каждую из них по большой металлической канцелярской скрепке. Удочку же изготовить совсем не сложно, нужно лишь к палочке привязать веревочку с небольшим магнитиком на её конце. Вот и вся наука. Готовых рыбок можно бросить в наполненные водой таз или ванну и пусть ребёнок с увлечением ловит их удочкой, приговаривая при этом: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!».

Можно смело утверждать, что в процессе организации взаимодействия детей с водой такие незатейливые игры, простейшие опыты и эксперименты незаметно для самого ребёнка развивают у него мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, зрительное внимание, мыслительные операции, повышают уровень любознательности, речевой активности, формируют стремление к достижению цели, мотивируют к познанию такой удивительной, интересной и загадочной волшебницы воды.

Используемые источники:

  1. nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/30/poleznye...ya-dlya-vospitateley