Игры и игрушки нового поколения

Консультация для родителей

«Игры и игрушки нового поколения

в старшем дошкольном возрасте»

Педагог – психолог Небогатых Наталья Ивановна

Игрушки нового поколения имеют агрессивное направление, которое может оказать отрицательное влияние на психику ребёнка. Сегодня категория страшных игрушек представлена монстрами, роботами со всевозможным оружием, насекомыми и животными устрашающего вида. Чтобы играть с такими игрушками, не нужно фантазировать. Современные игрушки привлекательные, но слишком сложные для понимания старшего дошкольника. Часто бывает не понятно, какое существо изображает игрушка – животное, человека или машину. Взрослому человеку понятен смысл таких слов как "биоробот" или "мутант". А для дошкольника эти названия не несут никакую смысловую нагрузку. Представление о мире у ребёнка только начинает складываться, и в результате получается, что подобные герои, обладающие сверхчеловеческими способностями, становятся для детей образцом для подражания. Ребенок берет пример с образов игрушек, у которых масками закрыты лица, или есть защита из «железной брони». Ребенок начинает думать, что таким и на самом деле должен стать человек. Непонятно также - какое внутреннее содержание отображают эти игрушки.

Человек-паук, черепашки-ниндзя, монстер хай  и прочие персонажи имеют устрашающую внешность, но преподносятся как положительные герои. При этом они постоянно дерутся и борются с похожими на них, но вроде бы «злыми « героями. Это все очевидно взрослому человеку, но не дошкольнику. Получается, что положительный образ героя имеет агрессивные черты. Такие «положительные» герои дерутся, хулиганят, и ребенок запоминает такой стереотип поведения. Такие игрушки разрушают границу между добром и злом, хорошим и плохим. И в этом состоит их основная опасность.

Основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Особое место в деятельности старшего дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета.

Наиболее популярные  сюжетно - ролевые игры среди детей старшего дошкольного возраста это:

     «Магазин»;

    «Семья»;

    «Строитель»;

    «Детский сад»;

    «Парикмахерская»;

    Игрушки у врача»;

    «Зоопарк»; «В кафе» и т. д.

Ценным средством воспитания умственной активности является дидактическая игра, она активизирует психические процессы, вызывает у детей 5-6 лет живой интерес к процессу познания. Дидактическая игра вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний («Скажи наоборот», «Что где растет», «Найди лишнее слово», «Живая и неживая природа», «Третий лишний», «Найди пару»).

Настольно-печатные игры — интересное занятие, лучший способ учиться, развлекаясь. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Настольные «игры – бродилки» - эти увлекательные игры учат  старших дошкольников соблюдать правила.

Самые популярные виды настольно печатных игр для старшего дошкольного  возраста:

    Детское лото «Что из чего сделано»;

    «Времена года»;

    Карточки – пазлы «Профессии»;

    Игра – лото «Ты откуда?», «Кто где живёт?»;

    «Морской бой» и т. д.