Культурные образовательные практики в ДОО

дети исследуютКультурные образовательные практики в ДОО

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе нашего Учреждения появились существенные изменения и дополнения, в частности это введение такого понятия, как «культурные практики». В основе понятия «культурные практики» лежит проблема взаимосвязи культуры и образования, их взаимном проникновении. В каждой отдельно семье есть определенные «культурные практики», которые ребенок впитывает с момента рождения и уже на их основе складывается его уникальный индивидуальный жизненный опыт, оказывающий важную роль в обогащении его культурного опыта и последующей социализации.           Необходимо отметить, что любая культурная практика, пусть то игровая или свободная характеризуется двумя направлениями ее проектирования в образовательном процессе - это инициирование ее детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослым.
Отчего же зависит активность культурных практик в образовательном процессе?
Прежде все активность и результативность культурных практик напрямую зависит от педагогической культуры воспитывающего взрослого, который может так организовать образовательный процесс, что бы он стимулировал активность и творческую инициативу ребенка, побуждал его интерес и стремление самому выбирать способ действия. Пусть это будет даже и негативный опыт недовольства, обиды, ревности, протеста - это тоже важный опыт. Так как без трудностей не достигнешь успеха. Пройдя через такой опыт, ребенок будет больше ценить положительный жизненный опыт сопереживания, доброжелательности, любви, дружбы и взаимопомощи. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит не только его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, но и дальнейшая судьба в целом. Среди разновидностей культурных практик выделяют: манипуляцию с предметами, фантазирование, творческую и поисково-исследовательскую деятельность, экспериментирование, игру. Культурные практики первоначально формируются в совместной деятельности ребенка с взрослым, а потом уже расширяются за счет его самостоятельных действиях. Культурные практики богатый и действенный инструмент для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка дошкольного возраста, что в последующем способствует формирования у него предпосылок к учебной деятельности. В культурных практиках за счет создания педагогом атмосферы свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей, образуется среда, где ребёнок готов открыть себя миру и мир для себя. Такая среда обеспечивает:
- возможность свободного общения и продуктивной совместной деятельности детей и взрослых, а также обеспечивает:
- раскрытие индивидуальности ребёнка,                                 
- создание непринуждённой обстановки,                                
- формирование чувства коллективизма и взаимопонимания,                
- поддержку детской инициативы и самостоятельности;                    
- развитие творческой активности детей в игре.

Организация культурных практик в дошкольном Учреждении носит преимущественно подгрупповой характер, включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников, через организацию игровой деятельности как культурной практики. Именно в игре, где «понарошку» Маша становится мамой и заботится о своем малыше, она соединяет различные явления жизни с личным опытом, находя подчас мудрые и простые решения проблемной ситуации. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, помогает ребенку осваивать социальные нормы, заставляет их думать, учит подчинять свое поведение нравственным нормам общества, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. В процессе организации культурной практики, педагог моделирует проблемную ситуацию, наталкивает детей на способы ее решения, далее ребенок учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. И, самое важное, что в процессе принятия решения, ребенок не только овладевает культурой устной речи, он учиться выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик обеспечивается планомерная реализация целевых ориентиров. Культурные практики помогают детям самостоятельно определять что им необходимо на данном этапе развития, а следовательно и актуализировать полученные знания и приемы действия с объектами как предметного мира, так и субъектами межличностного общения. И, следовательно, тем самым способствуют качественной подготовке наших детей к взрослой жизни, к следующей ступени развития – обучению в школе.

С уважением, педагог — психолог Калюжная Анна Семеновна


Список литературы:
1. Мид.М. «Культура и мир детства», М., 1988
2. Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006
3. Крылова Н.Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования», М., Смысл, 2010