Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

пальцы детейАвторы-составители:
воспитатель Бирюк Ирина Александровна,
воспитатель Мелентьева Лариса Валентиновна

Недостаточно развитые двигательные функции рук и пальцев, отсутствие сформированной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед поставленной задачей.
Развитие двигательных и познавательных способностей реализуется через развитие:
1. двигательной области коры головного мозга:
формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
формирование умение правильно держать и владеть карандашом, ручкой, фломастером, ножницами и т.п., используя элементы игрового самомассажа, игры и игровые упражнения («обводилки», разминание и раскатывание пластилина, закрашивание предметов, сбор мелких игрушек пальчиками рук и др.);
формирование зрительно-моторной координации;
речевой области коры головного мозга посредством формирования активной речи ребенка, пополнения словарного запаса новыми понятиями;
2. мышления, памяти, внимания, сосредоточения, зрительного и слухового восприятия;
3. координации движений рук и пальцев, умения владеть своим телом, совершенствования двигательных умений и навыков.
4. пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги и в окружающем пространстве.
5. формирование навыков образовательной деятельности:умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.
Старший дошкольный возрастсвязан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт, развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног.
Недостаточно сформировавшаяся и полностью неразвитаякостно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.
Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управлениядробнымидвижениямиосуществляетсячеткодифференцированными ивзаимосвязанными процессами нервноговозбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития, поэтому действия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Предлагаемые игрыи упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к разным видам детской деятельности в целом. Эти игровые задания полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц -сгибательных и разгибательных - постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим м указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью, такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторения следует проводить как для правой, так и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
Итак, повторяя игры и упражнения, необходимо доводить до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатывать двигательный навык и индивидуальный стиль движений, что очень важно как в игровой, так и в образовательной деятельности.

ПРИМЕРНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
- волчок
1. У кого дольше прокрутится волчок.
2. Кто больше собьет шариков волчком.
3. Загони волчок в воротики, не задев их.
4. Чей волчок не сойдет с игрового поля (у каждого участника 4 цветных квадрата 10x10).
- камушки: подбрось-поймай.
- бисерография: выкладывание изображения предмета с помощью бисера, мелких пластмассовых шариков, бусинок.
- ниткопись: выкладывание нитками по контуру различных изображений, вырезанных или нанесенных на цветной бархатной бумаге.
- волшебные палочки: выкладывание фигур, предметов с помощью цветных палочек.
- упражнения с мячами (диаметр 5-8 см).
1. Отбивание мяча об пол и ловя.
2. Броски мяча вверх и ловля.
3. Отбивание мяча о стену.

ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ
- свечки- подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его.Второй раз бросить выше, в третий раз еще выше.
- поднебески- подбросить мяч вверх, дать ему упасть и сотскока отземли поймать.
- гвозди ковать- отбивать мяч рукой о землю.
- хватки - поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его ипоймать на лету.
- вертушки-перевертушки- положить мяч на ладонь, слегкаподбросить его, руку повернуть тыльной стороной,отбить мяч вверх, а затем поймать.
- первыши-водокачи- ударить мячом в стену, поймать его с отскокаот стены.
- зайца гонять- бросить мяч о землю так, чтобы он ударился остенку, поймать с отскока от земли.
- пришлепы- ударить мячом о стену, отскочивший от стены мячударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену,после чего поймать.
- галки, вороны, зеваки-встать спиной к земле, откинуть головуназад так, чтобы она касалась стены. Из этого положенияударить мячом о стену и поймать двумя руками.
- одноручье- подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой, подбросить левой и поймать левой.
- ручки- опереться левой рукой о стену, правой ударить мячом встену из-под руки, поймать двумя руками. Оперетьсяправой рукой в стену, левой ударить мячом в стену из-под руки, поймать двумя руками, упереться правой ногой.
- в ладоши - ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ
1. «Уложи монетки в коробку»: на стол ставится коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 секунд, для второй руки 20 секунд.
2. «Нарисуй пальчиками кружочки»: втечение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытяну ых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
1. «Скатай шарики»: ребенку предлагается скатать шарики из листа писчей бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для ведущей руки норма 15 секунд, для второй - 20 секунд.
2. «Смотай клубок»: ребенку предлагается намотать нитку (2м) на катушку. Для ведущей руки норма 15 секунд, для второй - 20 секунд.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
1. «Разложи карты»: ребенку предлагается разложить 36т картонных корточек (или им подобных) одной рукой на 4 стопки. Нормой для ведущей руки считается 35 секунд, для второй - 45 секунд.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
1. Ребенку предлагается пробежать 5 метров до стола, взять из коробки 4 палочки, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад, в исходное положение. Время выполнения задания 15 секунд.

Литература:
1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму».