Спортивные и подвижные игры для всей семьи

семья и спортШпаргалка для родителей
"Спортивные и подвижные игры для всей семьи"

Автор-составитель: воспитатель Живолуп Лидия Михайловна

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов. А лучший способ привить крохе любовь к спорту – заняться спортом вместе с ним.
Главная задача взрослых - научить ребенка играть и поощрять игры, самим активно участвовать в детских спортивных играх и забавах. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что взрослые такие же, как и он, им можно доверять.
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются спортивные и подвижные игры.
Важнейшим их достоинством является то, что они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, бросание, упражнения с предметами и т.д. Именно потому они являются самым и универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Спортивные и подвижные игры – лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» - гиподинамии.
В современном мире дети мало двигаются, часто привязаны к экранам телевизоров, компьютерам. Если родители используют правильный подход к воспитанию и физическому развитию своего ребенка, то обязательно найдут время для спортивных и подвижных игр дома. Играть со своим ребенком можно дома и на прогулке. Родители хорошо знают индивидуальные возможности ребенка и имеют возможность развивать его физические и эмоциональные качества, а при умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Хорошо организованные спортивные и подвижные игры вызывают у детей радостное настроение, чувство удовлетворения от активных совместных действий в семье.
Эмоциональный фактор имеет особо важное значение для дошкольников, когда их привлекает еще не столько качество выполнения движений, сколько просто совместное двигательное действие, сам процесс игры. Чем эмоциональней проводится игра, тем с большим удовольствием выполняют малыши разнообразные двигательные задания. Выполняя такие задания в игре, ребенок упражняется в движениях, а это не может не влиять на их развитие и совершенствование. Подвижные игры являются важным средством обогащения движений и закрепление двигательных навыков у детей.
В каждой спортивной и подвижной игре основной является двигательная задача, для выполнения которой большое значение имеет создание условий: наличие достаточно свободного места, оборудования (обручи, мячи, скакалки, предметы, за которыми можно спрятаться и т.д.) Очень важно непосредственное участие родителей и их заинтересованность в игре. Именно это доставляет детям большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу игры, способствует активизации всех ее участников. Удовольствие от игры создает бодрое, жизнерадостное настроение и положительное эмоциональное состояние. Наличие интереса в игре, желание выиграть содействуют сосредоточению внимания, активизации восприятия, мышления, памяти, воображения. Все это дает возможность родителям использовать спортивную и подвижную игру для улучшения качественных и количественных показателей выполнения основных движений.
Их можно использовать и на детских праздниках или просто дома, на прогулках и во время участия взрослых во дворовых играх детей.

Многим знакомы такие подвижные игры для всей семьи:

Стулья ставятся по кругу, сиденьями вовнутрь. Половина детей садится на стулья - это "мышки", остальные встают сзади - это "кошки". Одной "кошке" "мышки" должно не хватить, то есть она стоит за пустым стулом. Эта "кошка" подмигивает какой-нибудь "мышке". Задача "мышки": перебежать на пустой стул к подмигнувшему. Задача "кошки", стоящей сзади: руками задержать ее. Если не удержала - сама подмигивает следующей "мышке". Через некоторое время "мышки" и "кошки" меняются ролями.

Игры в пятнашки происходят либо в просторной комнате, либо на воздухе, выбирается водящий, и дается ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям игрокам и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т.е. коснуться рукой. Пойманный таким образом и превращается в "пятнашку". 

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Выбирают водящего, он становится во главе "змейки", которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая "змейку". Его цель — заставить играющих расцепить руки. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в "змейке".

Водящий закрывает глаза, и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: "Все ко мне!" и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: "Все от меня!" - игроки разбегаются. По команде водящего: "Стоп!" все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя, по крайней мере, одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим.

Литература:
1. Адашкявичене Э.Й. "Спортивные игры и упражнения в детском саду" – М.: Просвещение,1992. – 157с.
2. Никоненко Л.А. "Игры в педагогическом процессе" метод. рекомендации - Псков: ПОИПКРО, 1997. - 39с.
3. Пензулаева Л.И. "Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет": пособ. для педагогов дошк. учреждений/ Л.И. Пензулаева. - М.: Владос, 2002. - 112с.