Как помочь воспитанию у детей правильного произношения звука л

Звук ЛКонсультация для родителей
«Как помочь воспитанию у детей правильного произношения звука «л»

Составитель: воспитатель Малова Марина Вячеславовна

Одни дети правильно произносят звуки родного языка уже в 3 года, другие только в 4-5 лет, а у которых неправильное произношение остается на всю жизнь.
Формирование правильного звукопроизношения составляет часть общего речевого развития ребенка.
Для того, чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, необходимы в первую очередь следующие условия:
• хороший слух,
• хорошая работа артикуляционного аппарата,
• правильная речь окружающих.
Многие считают, что с возрастом, к 6-7 годам, звуки сами по себе будут произносится правильно и не обращают внимания на плохое произношение у ребенка. Это неверно. Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, воспитывая умение правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка.
Если ваш ребенок пропускает, заменяет или неправильно произносит звук «л», то надо ежедневно или хотя бы через день произносить с ним в течении трех-пяти минут артикуляционную гимнастику, которая будет способствовать развитию движений губ языка и, как следствие этого, - появлению правильного звука.
Для детей от пяти лет эти занятия можно проводить перед зеркалом, с помощью которого ребенок будет контролировать себя.
Упражнения артикуляционной гимнастики помогут вашему ребенку быстро овладеть правильным произношением звука «л».
При работе с детьми дома необходимо учитывать следующее:
1. Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать, увлечь его, а для этого занятия проводить лучше в форме игры.
2. Каждое новое упражнение следует повторять в последующих занятиях, помня, что для отработки различных движений артикуляционного аппарата недостаточно их однократного выполнения.
3. Начинать каждое занятие нужно с повторения отработанных ранее упражнений.
4. Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит этот звук.
По мере усвоения ребенок переходит к самостоятельному выполнению упражнений.
Чтобы артикуляционную гимнастику проводить целенаправленно, занимающийся с ребенком должен знать положение артикуляционного аппарата при правильном произношении звука «л»:
• губы слегка раздвинуты в улыбку,
• передние зубы видны, рот приоткрыт,
• кончик языка соприкасается с верхней губой,
• корень языка приподнят и отодвинут назад.
Итак, мы видим, что для произношения звука «л» необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка.
Научив правильно изолированно произносить звук «л», не спишите требовать употребления его в самостоятельной речи ребенка, пока это для него невозможно. Постарайтесь сначала соединить звук с гласными А, У, О, Ы научив слитно произносить звук в слогах. Можно подобрать картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук «л». Лучше сначала подобрать картинки, где звук находится в начале слова, в середине слова, на конце, а потом в сочетании с другими согласными.
Так, постепенно, в результате систематических занятий, ребенок научится употреблять в речи звук «л». Весь процесс подготовки, вызывания и закрепления звука «л» занимает у детей при регулярной работе 2-4 месяца.