Задачи - шутки и задачи - ловушки

Консультация для родителей
 «Задачи – шутки и задачи - ловушки»


девочка у школьной доскисоставитель: воспитатель Мурашкина Татьяна  Александровна

Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина, да и не должны узнать об этом никогда. Наша задача - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Знания, данные в занимательной форме - в игре, усваиваются воспитанниками быстрее, прочнее и легче. Научиться можно только весело, чтобы переварить знания, надо «поглощать» их с аппетитом. В загадках и задачах математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны задачи - загадки, задачи - ловушки и задачи - шутки.

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными (ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 лет). Назначение задач - ловушек и задач - шуток, загадок, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация. Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению "математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи. Вашему вниманию мы предлагаем использовать в игре с детьми задачи - ловушки, которые используются не только для развлечения, но и для - образования. Они развивают гибкость ума, сообразительность, требуют смекалки, внимания, воображения.

Сколько ушек у трех мышек? (шесть)

В реке плавали пять щук. Они увидели мелких рыбок и нырнули в глубину. Сколько щук плавает в реке? (пять щук, только они нырнули в глубину)

Сколько пальчиков на двух руках у мальчиков? (десять)

Пять мальчиков и один дворник расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (пять)

У Пети одна сестра и два брата. У Тани две сестры и один брат. Сколько детей в каждой семье? (по четыре ребенка)

Мише шесть лет, а Ярославу четыре, кто из них старше? (Миша)

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (пустой)

Строители строили дорогу, один участок дороги получился выше, другой ниже. На каком участке после дождя образуется лужа? (на низком участке)

Сколько носов у двух собак? (два)

За обедом котенок съедает 9 шариков сухого корма, но сегодня он съел только 5. Сколько шариков у него осталось на ужин? (четыре)

В вазе лежало восемь яблок, одна груша, два мандарина и лимон. Сколько в вазе яблок? (восемь)

Дети слепили двух снеговиков. Сколько нужно угольков, чтобы сделать глазки? (четыре)

Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, вытянули репку. Сколько глаз ее увидело? (двенадцать)

В вазе стояло 3 розы и 7 ромашек. Сколько роз стояло в вазе? (в вазе было 3 розы)

7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (семь дорожек)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей (пять птиц)

Математические задачи на совершенствование понятия «Больше - меньше»

Света нашла 3 шишки, а Маруся на 1 больше чем Света. Сколько шишек нашла Маруся? (четыре)

Борис нарисовал 3 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат? (пять самолетов)

Мальчики решили строить гараж. Егор принес 6 кубиков, а Федя на 2 меньше. Сколько принес Федя? (четыре)

Садовник подстригал кусты. В первый день он подстриг 6 кустов, а во второй — на 1 куст меньше. Сколько подстриг во второй день? (пять)

Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет? (шесть)

В банке 5 стаканов сливы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке сливы? (семь)

 

Используемая литература:

1.     Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Москва «Просвещение» 1992 г.

2.     Ерофеева Т.И. «Немного о математике и не только о ней», журнал «Дошкольное воспитание» № 10 – 2001 г.