наступила осень

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

старшая группа

Тема:  «Наступила Осень»

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

создать условия для закрепления у детей знаний о времени года «Осень», признаках времени года;

способствовать расширению и активизации словарного запаса детей  по теме «Времена года - Осень»;

способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;

приобщать к восприятию поэтических произведений о природе;

способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Предварительная работа: беседа о времени года «Осень», поделки и рисунки детей с родителями на тему «Волшебная Осень», заучивание пословиц про осень.

Оборудование и материалы:  Презентация «Грибы», «Животные»; музыка (осенний лес, голоса птиц); муляж автобуса, корзина с яблоками.

Ход:

 Воспитатель: дети, вы хотите отправиться в путешествие. Как вы думаете, на чём мы можем путешествовать?

Дети: поезд, самолёт, автобус …

Воспитатель: сегодня я предлагаю путешествие на  автобусе вы согласны?

Ответы детей:

Воспитатель:       

Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?

Дети: осень

Воспитатель: что такое осень?

Дети:  время года.

Воспитатель: а как мы узнаем, что наступила осень?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте с вами поиграем в игру

«Скажи наоборот»

Воспитатель: пасмурный день

Дети:  солнечный день

Воспитатель: длинные ночи

Дети:  короткие ночи

Воспитатель: холодная погода

Дети:  тёплая погода

Воспитатель: ядовитые грибы

Дети:  съедобные грибы

Воспитатель: кислые ягоды

Дети:  сладкие ягоды.

Воспитатель: глубокие лужи

Дети:  мелкие лужи

Воспитатель: Ранняя осень

Дети:  поздняя осень

Воспитатель: грустное настроение

Дети: радостное

Воспитатель: ребята давайте расскажем пословицы которые мы знаем об осени

Дети: тёплая осень - к долгой зиме.

Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.

В октябре до обеда осень, а после обеда  зима.

В октябре ни на колёсах, ни на санях.

Плачет октябрь холодными слезами.

В ноябре зима с осенью борется.

Воспитатель: умницы!

Звучит музыкальная композиция звуки леса, птиц

Воспитатель: что мы слышим?

Дети: птицы поют

Воспитатель: ребята птицы и осень. Что же происходит?

Дети:  птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель: вокруг себя повернитесь в птиц превратись!

Физминутка:

Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.

Воспитатель: как вы думаете, где мы оказались?

Дети: в лесу.

Воспитатель: а что такое лес?

Дети: там растёт много деревьев

Воспитатель: а какие деревья растут в лесу?

Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа)

Воспитатель: а на березе, какие листья?

Дети: берёзовые

Воспитатель: а на рябине (Игра «Какой лист?»)

Воспитатель: что осенью происходит с деревьями?

Дети: листья становятся разноцветными и опадают

Воспитатель: Правильно ребята 

Чтение  стихотворения «Листопад»

Листья осенние тихо кружатся                                      

Листья нам под ноги тихо ложатся                      

 И под ногами шуршат, шелестят.                    

Будто опять закружиться хотят.                               

Воспитатель: а что ещё растёт в лесу осенью?

Дети: грибы (рассматривание слайдов с изображение грибов)

Воспитатель: кого можно в лесу встретить?

Дети: животных (рассматривание слайдов с изображение животных)

Воспитатель: что делают животные осенью?

Дети: готовятся к зиме.

Воспитатель: а как готовятся к зиме?

Дети: запасаются на зиму, меняют шубки...

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Животные и детёныши».

Дети: Лиса-  лисёнок…, заяц- зайчонок…, и т.д.

Воспитатель: молодцы!  

Воспитатель:  ребята, как вы думаете, для чего нужна лопата людям осенью?

Ответы детей: для того, чтоб собирать урожай

Воспитатель: ребята сегодня мы много говорили про время года осень. Давайте глядя на эту картину составим рассказ  «Золотая осень»

Дети: составляют рассказы.

Воспитатель: пора возвращаться нам в детский сад (садятся в муляж автобуса). Вот мы снова в детском саду.

Воспитатель: у нас сегодня было путешествие в дивную страну «Осень». Что больше всего вам понравилось? 

Ответы детей:

Воспитатель: молодцы! А что за корзинка у нас тут. Чудо ещё не закончилась? Это яблоки, осенние дары природы.