Утренняя гигиеническая гимнастиа

 Консультация для воспитателей

«Утренняя гигиеническая гимнастика»

Составила: инструктор по физической культуре

 Кияница Лариса Анатольевна

   Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач.

                                           Задачи утренней гимнастики:

    Гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

    Она помогает подготовить организм к дневному бодрствованию, дисциплинирует. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

    Помимо оздоровительных, утренняя гимнастика решает образовательные и воспитательные задачи. К образовательным задачам следует отнести закрепление двигательных навыков и умений. Необходимо уточнить, что это более характерно для старшего дошкольного возраста, так как двигательный опыт ребенка 3-4 лет очень мал, в то время как дети 5-7 лет уже знакомы со многими видами ходьбы, бега, прыжков, изучаемых ими на физкультурных занятиях. А вот закрепление понятий из других областей знаний вполне может осуществляться и для малышей. Например, закрепление счета («один, два, три - замри»), знаний о животных, явлениях природы, профессиях и т.д., если ребенок при выполнении  упражнений находится в соответствующем образе.

    Формирование потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развитие эстетического вкуса ребенка при условии красивого и правильного показа взрослым и музыкального сопровождения, подобранного в соответствии с характером движений и возрастными возможностями детей – все это задачи воспитательного характера.

    Таким образом, утренняя гимнастика при соблюдении определенных правил

способствует решению определенных задач физического и общего развития детей.

Структура и методические рекомендации проведения утренней гимнастики.

    Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 8-10 минут на воздухе или в помещении. В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной или облегченной форме, босиком.

    В целях систематического ежедневного проведения утренней гимнастики все предназначенные для этого упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс составляют упражнения, расположенные последовательно. Обычная структура утренней гимнастики такова: вводная часть, которая чередуется с бегом. Затем перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений, после которых проводится бег или же вместо него в комплексы упражнений включаются прыжки. Бег или прыжки сменяются ходьбой, которая возвращает организм в спокойное состояние.

    Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

    Комплекс упражнений состоит из 5-6 упражнений, каждое из которых выполняется 6-8 раз. В комплексы утренней гимнастики включаются такие движения, которые охватывают, возможно, большее количество мышечных групп и по сложности адекватны возрастным особенностям детей.

    Так, в комплексы включаются движения рук вверх, в стороны, вперед, а также движения кистями и пальцами в различных положениях рук (вверх, в стороны, вперед); поочередное поднимание прямых ног вперед; поднимание на носки; приседания и упоры присев; наклоны туловища вперед, вправо, влево; повороты туловища вправо и влево; простые сочетания движений рук, ног, туловища, головы.

    При проведении в помещении гимнастика начинается с ходьбы на месте, а на открытом воздухе – с небольшой пробежки. 1-е упражнение – типа потягивание с

подниманием рук верх из разных исходных положений, без поднимания и с подниманием на носки. Дальше следуют упражнения для рук, ног, туловища.

    Построение комплекса предусматривает поочередное включение новых групп мышц в работу, отдых только что работавших мышц, чередование напряжения мышц с их расслаблением, чередование противоположных движений, например, сгибания – с разгибанием, наклонов вперед – с наклонами назад, наклонов вправо – с наклонами влево, поворотов вправо – с поворотами влево и т.д.

    Завершается гимнастика до занятий подскоками, танцевальными прыжками на месте или бегом на месте с последующим переходом на ходьбу и упражнениями на внимание, а также дыхательными упражнениями.

    Как правило, утренняя гимнастика проводиться без предметов. Комплекс упражнений целесообразно менять раз в две недели. При этом нет необходимости

менять все упражнения сразу, достаточно заменить два-три, чтобы создать новизну комплекса или заменить исходные положения двух-трех упражнений. Новизна комплекса повышает интерес детей к занятиям гимнастикой.

    При проведении гимнастики инструктор концентрирует внимание на осанке детей (спина прямая, плечи отведены, подбородок поднят) и на правильном выполнении упражнений. Небрежность, нечеткость, вялость при выполнении движений снижает положительный эффект гимнастики, поэтому выполнение ходьбы на месте должно быть энергичным, с высоким подниманием колен, с вытягиванием носков; при поднимании рук в стороны, вверх руки должны быть прямые, пальцы – вытянутыми; при наклонах вперед или назад не должно происходить сгибания ног и т. д.

    В младшем дошкольном возрасте утренняя гимнастика должна носить игровой характер. В нее могут быть включены 2-3 игры различной степени подвижности

( «Самолеты»,  «Удочка», «Найди и промолчи») или же 5-7 общеразвивающих упражнений образно-имитационного характера («Птички клюют зернышки», «Кошечка проснулась»).

    В старшем дошкольном возрасте возможно использование на утренней гимнастике простейших тренажеров или полосы препятствия. Это позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа

поворотов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия.