Игры и упражнения на прогулке

Консультация для воспитателей

 

Игры и упражнения на прогулке

Составила: инструктор по физической культуре

 Кияница Лариса Анатольевна

Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей.  Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.

Такой же отдых, ноне на открытом воздухе, а в помещении не оказывает столь благоприятного влияния на работоспособность детей. Эффект от него ниже, чем от любого неорганизованного отдыха на улице.

При современном дефиците свободного времени в дошкольном учреждении, когда дети могут проявить свою двигательную активность, "пассивная прогулка" - это непростительная расточительность времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.

На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям дошкольников. К доступным можно отнести следующие виды движений:

 - ходьба обычная и различными движениями рук, ног, туловища, медленная и        

   и быстрая ходьба по периметру площадки с изменением направления;

 - бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам, бег в

   чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

 - прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперед,

   прыжки через скакалку, обруч и т.д.

 - бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах,

    метание мячей на дальность, в различные цели и т.д.

 - лазанье, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы,

   заборчики и другие конструкции на игровой площадке, висы, упоры на

   детских перекладинах и других конструкций;

 - ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с

   преодолением препятствий ( перешагивание мяча, натянутой веревки и т.д.);

 - упражнения с предметами: мячами, обручами ( катание обручей, прыжки

   через обручи, вращение обруча вокруг туловища и т.д.), кеглями (игра по

   правилам), серсо, скакалками короткими и длинными ( разнообразные

   прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);

 - упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во

    время ходьбы, в отдельных играх, например "Запрещенное движение" и др.;

 - подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими

    упражнениями, бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий;

 - эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках,   

   лыжах и  т.д.;

 - спортивные развлечения типа катания на самокатах, велосипедах,

   роликовых коньках, а зимой - на двухполозных и обычных коньках, катание

   на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон, развлечения с волейбольным,

   баскетбольным, футбольным мячами и хоккейными клюшками и др.

Содержание прогулки, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения типа катания на лыжах, коньках и др., должно согласовываться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивать двигательный опыт и целом совершенствовать моторное развитие дошкольников.

На участок целесообразно выносить мячи, кегли и другие пособия для игр. Дети широко используют их в самостоятельной двигательной деятельности.

Неблагоприятная погода в межсезонье часто вынуждает детей к меньшей подвижности во время прогулки. Учитывая состояние погоды, выбираются игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ( "Карусель", "Кошки-мышки" и др. ), с ходьбой по доске с начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ( "Через ручеек", не замочи ног") и др. Теплые погожие дни дают возможность более свободного выбора игр. Можно проводить игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку?", "Чье звено быстрее соберется?"). Широко используются игры с мячом, скакалкой.

Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время нахождения детей на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Педагогу следует помнить, что проведение прогулки зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует менять чаще водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Лучше такие игры не проводить.

Надо учитывать метеорологические условия. наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе - это температура до - 10 градусов Цельсия без ветра. При температуре ниже минус 16 градусов Цельсия проводить игры на воздухе с детьми не рекомендуется.

Особенно следует подчеркнуть ошибочность мнения некоторых воспитателей о том, что дети лучше отдохнут, если не вмешиваться в их игры, что детям надо дать "свободу". Исследования доказывают, что стиль руководства во многом определяет оздоровительный эффект данного мероприятия. При "невмешательстве" педагога в организацию активного отдыха определенная активность наблюдается среди некоторой части мальчиков ( играют в футбол, в хоккей, в снежки и т. п.). Остальные дошкольники. главным образом девочки, либо ходят по площадке, либо стоят группами и разговаривают, часть девочек играет в малоподвижные игры, не свойственные активному отдыху.

 Одной из форм прогулки, зарекомендовавшей себя как эффективное средство оздоровления дошкольников, являются пешие походы по микрорайону. Подобные мероприятия помимо оздоровительных могут решать и образовательные задачи, если, например, во время похода в парк детям даются знания о природе. Планируя экскурсии и прогулки, важно учитывать дальность расстояния, возраст детей и привычку к ходьбе. В младшей группе начинать надо с прогулки продолжительностью не более 10 минут, а затем постепенно удлинять их до 15 - 20 минут с небольшим отдыхом в середине пути. В средней группе длительность прогулок постепенно увеличивается до 25 - 30 минут, а в старшей и подготовительной - до 35 - 40 минут. Кратковременный отдых  сменяется более продолжительным по приходу на место. Во время похода воспитатель проводит подвижные, малоподвижные и другие игры.