Использование дидактических пособий по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях семьи в контексте ФГОС ДО

Чудо-дерево"Использование дидактических пособий по сенсомоторному  развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях семьи в контексте ФГОС ДО"


 Авторы: заведующий Макеева Е.В.,
педагог-психолог Калюжная А.С.,

воспитатели Грунчева Ю.Л., Андриянова О.Г.

Аннотация: Материалы автодидактического полисенсорного игрового пособия «Чудо - дерево» направленное на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи. Пособие включает игры, направленные на развитие перцептивной деятельности детей от трех до семи лет.
Ключевые слова: автодидактическое,  полисенсорное,  сенсомоторное развитие.

В педагогических трудах ученых Е.И. Тихеевой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, А.В. Запорожец, отмечается, что полноценное сенсомоторное развитие является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для обогащения опыта ребенка посредством осязания, мышечного чувства, формирования общих представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности всех органов чувств. Соответственно именно в дошкольном возрасте возникает необходимость начала сенсомоторного развития детей. Главными помощниками в этом развитии ребенка являются в первую очередь родители, как самые близкие и значимые для него люди. От их педагогической компетентности и отношения к ребенку зависит успешность его развития. И первое, что должны знать родители – как эффективно организовать развивающую предметно-пространственную среду дома по сенсорномоторному развитию детей. Важный шаг на этом пути - обогащение ее дидактическими играми и пособиями. Поэтому необходимо грамотно организовать партнерское взаимодействие педагогов и родителей. В соответствии с ФГОС ДО важно, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса. Особенно привлекательно для ребенка играть в те игры, в создании которых он принял непосредственное участие совместно со своими родителями и педагогами, активно включаясь в творческий процесс.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, посещающих наше Учреждение, авторским коллективом педагогов при непосредственной помощи воспитанников Учреждения и их родителей было разработано  автодидактическое полисенсорное игровое пособие «Чудо - дерево».  Данное пособие за счет своей яркости, эстетической привлекательности, насыщенности, необычности обеспечивает развитие не только сенсомоторных функций, но и побуждает к решению задач речевого и познавательного развития, развития социальных навыков и навыков коммуникации, профилактику аффективных реакций. Оно направленно на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи. Автодидактическое полисенсорное пособие «Чудо - дерево» можно использовать в повседневной жизни, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей в условиях семьи. Данное пособие включает в себя: пояснительную записку, дидактические игры на развитие зрительного восприятия, на развитие слухового восприятия, на формирование квазипространственных отношений, на развитие тактильного восприятия, на развитие обонятельного восприятия, на формирование аффективных реакций.
Автодидактическое полисенсорное игровое пособие ориентировано прежде всего, на развитие самостоятельности ребенка, его желания, образовательные возможности и потребности на данный период времени. Используя оборудование данного пособия, ребенок сам определяет в какую из представленных игр, будет играть. Руководство игрой взрослый осуществляет в зависимости от возраста детей. Учитывая тот факт, что хорошо знакомые игры становятся более интересными для детей в процессе использования пособия, необходимо в их содержание вводить что - то новое и более сложное (требующее активной интеллектуальной деятельности), повторяя игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
В каждой дидактической игре автодидактического полисенсорного пособия «Чудо - дерево» предоставлено развернутое игровое действие, а правила направляют развертывание игры по заданному пути, незримо соединяют игровые, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Выполнение игровых правил направляется, контролируется собственно игровыми действиями.
Использование пособия помогает направить образовательный процесс на достижение положительных результатов, позволяет разнообразить подачу игрового и познавательного материала с учетом образовательных потребностей и возможностей детей. Рассмотрим  дидактическую игру из пособия.

Дидактическая игра на развитие зрительного восприятия
«Большой - маленький»
для детей 3 - 7 лет

Задачи:
•    Развивать перцептивную деятельность в процессе манипулирования с различными предметами  и фигурами разного цвета и размера.
•    Развивать зрительно - моторную координацию, память.
•    Развивать умение сравнивать предметы, определяя и называя их размер.
Оборудование: игровое пособие «Чудо – дерево»; большие плоскостные красные  яблоки, маленькие плоскостные зеленые яблоки, птицы большие и маленькие, цветы большие и маленькие.                                                                                              
Ход игры:
Взрослый обращает внимание детей на маленькие яблоки и больших птиц, прикрепленных к «Чудо - дереву».

- Ребята посмотрите, к дереву прилетели птицы, они хотят полакомиться яблоками.                                                                                                                                                                               - А эти птицы какие по размеру? (дети дают ответ: птицы большие).      
- А яблоки какого размера? (яблоки маленькие).                                                                                                                                
- Теперь скажите, где сидят большие птицы? (большие птицы сидят вверху).                                                                                                                    
-  А где растут маленькие яблоки? (маленькие яблоки растут внизу).                                                                                 

Далее педагог предлагает детям расположить маленьких птиц в той части кроны, где растут маленькие яблоки и ответить на вопросы                           
- Где расположились маленькие птицы? (маленькие птицы сидят внизу около маленьких яблок).                                                                                         
- А теперь возьмите большие яблоки и подумайте, около каких по размеру птиц вы их прикрепите (около больших птиц).  
Варианты усложнения для детей среднего дошкольного возраста.
Взрослый задает детям вопросы:
- Где на нашем «Чудо – дереве» растут красные яблоки? (наверху). А где растут зеленые яблоки? (внизу). Какие яблоки растут ближе к солнцу? (красные). Затем предлагает из красных и зеленых полосок - липучек выложить на «Чудо – дереве» большие красные и маленькие зеленые яблоки.

Вариант для детей старшего дошкольного возраста.

Взрослый предлагает детям:
1.    Пересчитать яблоки и птиц, расположенных на «Чудо - дереве» и выложить свой вариант ответа цифрой или в виде примера из полосок - липучек на поверхности «Чудо - дерева».
2.     «Написать» слова: «яблоко», «птица» при помощи полосок - липучек на поверхности «Чудо - дерева».

Как показал опыт использования автодидактического пособия, разработанные и адаптированные нами игры и упражнения, оказали положительное влияние на развитие у детей с ОВЗ дошкольного возраста не только сенсомоторных, а так же умственных, творческих способностей, способствующих воспитанию культуры общения в совместной деятельности. Так как в процессе разработки данного пособия мы стремились сделать их не только увлекательными по форме, но и содержательными, отражающими систему образовательной деятельности в детском саду и в условиях семьи, основанную на психофизических особенностях развития ребенка с ОВЗ. Данный опыт работы актуален для педагогов дошкольных образовательных учреждений и обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Совместными усилиями педагогов нашего дошкольного Учреждения и родителями воспитанников благодаря систематическому и планомерному использованию пособия «Чудо - дерево» удалось добиться положительных результатов: общее сенсомоторной развитие, развитие  речедвигательной моторики, улучшение произношения  звуков, развитие коммуникативных навыков. Игра имеет огромное значение для ребенка, она развивает и воспитывает детей, когда обучение происходит в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще.
Таким образом, в результате использования данного автодидактического полисенсорного игрового пособия повысилась педагогическая компетенция родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, что позволило обеспечить ребёнку в домашних условиях развивающую предметно-пространственную среду за счет сенсомоторных дидактических игр и упражнений.  
Список используемой литературы
1.  Афонькина Ю.А., Галай И.А., Трифонова Н.И. «Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника: технологии здоровьесбережения». Москва «АРКТИ», 2014 г.
2.    Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошколят»,  Санкт -  Петербург «Литера», 2008 г.
3.    Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики» Томск «Дрофа», 2008 г.
4.    Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста», Волгоград «Учитель», 2010 г.
5.    Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду», Москва «Мозаика – Синтез», 2014 г.
6.    Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности», Москва «Мозаика – Синтез», 2008 г.
7.  Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик – семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3 – 7 лет», Санкт – Петербург «Речь», 2012 г.
8.    Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «70 развивающих заданий для дошкольников 3 – 7 лет», Санкт – Петербург «Речь», 2012 г.