Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковая   гимнастика для развития зрительно – моторной координации детей младшего дошкольного возраста»

 

Составила: воспитатель Чапурина Светлана Николаевна

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.  Влияние мануальных  действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев   приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

         Пальцы наделены большим количеством  рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно  воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

         Простые движения рук помогают убрать напряжение как с  самих рук , так и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит,  развивают речь ребенка.  Каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

         Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.  Вот несколько рекомендуемых пальчиковых упражнений:

“КОШКА  ВЫПУСКАЕТ  КОГОТКИ”  У кошкиной дочки

                                                                  На лапках коготочки.

                                                                  Ты их прятать не спеши,

                                                                  Пусть посмотрят малыши!

         Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: ”Ш-ш-ш!”

         Два! - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: “Мяу!”

         Повторяйте игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.

“ЛЕСЕНКА”       Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой  руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.

         Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот лесенка и построена.

         Кто сможет построить такую лесенку быстрее всех?

“БОЛЬШОЙ   ВЕЕР”   Солнце светит очень ярко,

                                      И ребятам стало жарко.

                                      Достаем красивый веер -

                                      Пусть прохладою повеет.   (Т. Сикачева)       

         Руки - от локтя - превращаются в большой веер-опахало. Пальцы - кончики перьев веера - мягкие, гибкие, расслабленные.

         Обмахиваться веером нужно плавными, округлыми движениями, чтобы действительно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.

“ТЯНИ - ТОЛКАЙ”     Руки опущены вниз, тыльные стороны ладони соединены. Указательные и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки; кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются вперед-назад.

         Бежит Тяни-Толкай, а с места не сдвигается. А теперь повторите игру, сцепляя средние и безымянные пальцы.

                  Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

         Чем же можно заниматься с ребенком, чтобы развить ручную умелость.

         Пальчиковые игры активизируют работу мозга, стимулируют развитие руки и помогают дошкольникам в дальнейшем подготовить руку к письму.

Список литературы:

  1. 1.     Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика – М :Творческий центр,,2007.- 93с
  2. 2.     Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь – Волгоград: Учитель,2012. – 94 с