«Пальчиковая гимнастика для развития зрительно – моторной координации детей младшего дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Чапурина Светлана Николаевна
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Простые движения рук помогают убрать напряжение как с самих рук , так и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивают речь ребенка. Каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Вот несколько рекомендуемых пальчиковых упражнений:
“КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ” У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: ”Ш-ш-ш!”
Два! - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: “Мяу!”
Повторяйте игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.
“ЛЕСЕНКА” Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот лесенка и построена.
Кто сможет построить такую лесенку быстрее всех?
“БОЛЬШОЙ ВЕЕР” Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер -
Пусть прохладою повеет. (Т. Сикачева)
Руки - от локтя - превращаются в большой веер-опахало. Пальцы - кончики перьев веера - мягкие, гибкие, расслабленные.
Обмахиваться веером нужно плавными, округлыми движениями, чтобы действительно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.
“ТЯНИ - ТОЛКАЙ” Руки опущены вниз, тыльные стороны ладони соединены. Указательные и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки; кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются вперед-назад.
Бежит Тяни-Толкай, а с места не сдвигается. А теперь повторите игру, сцепляя средние и безымянные пальцы.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.
Чем же можно заниматься с ребенком, чтобы развить ручную умелость.
Пальчиковые игры активизируют работу мозга, стимулируют развитие руки и помогают дошкольникам в дальнейшем подготовить руку к письму.
Список литературы: