Коммуникативные компетенции у детей

Консультация для воспитателей на тему:
"Специфика развития коммуникативных компетенций
            у воспитанников с нарушениями функций ОДА"  
         

дети играютАвтор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах. 

Дети  с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата  в  большей  степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, так как часто имеют сопутствующие речевые нарушения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:

Коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность,  ориентированна на изменение системы ценностных ориентацию личности ребенка  включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника с нарушениями ОДА, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.            

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.  К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.

Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста  межличностные отношения рассматриваются  как динамическая игровая деятельность.  Важнейшие стороны развития личности,  формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия,  ритмопластику,  музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..

Формирование коммуникативных способностей  детей в ДОУ осуществляется при условиях:

Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.

Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, стараться ориентироваться на воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности:

Литература:

1.Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006.

2.Зимняя, И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. – М. : Просвещение, 1980.