Автоматизация звуков у детей в детском саду и дома

                                     Консультация для родителей
дети и буквы"Автоматизация звуков у детей в детском саду и дома"


Автор-составитель: учитель-логопед Романова Наталия Николаевна


Уважаемые родители, данная консультация поможет вам ввести в речь своих детей звуки, поставленные учителем - логопедом на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. Итак, звук или звуки поставлены, т.е. ваш ребенок может изолированно произносит звук. В свободном общении он еще данный звук не употребляет. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации».
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с нарушениями  звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.  Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой стороны речи (звукопроизношением и звукоразличением),  на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Задача учителя - логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, дальнейшее закрепление осуществляется на домашних занятиях с родителями. Ежедневные занятия дома необходимы для более быстрого введения звука в речь ребенка.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для автоматизации звуков, к которым не обязательно готовить речевой материал и они займут немного времени, в них можно играть, когда вы идете домой, гуляете на площадке возле дома, в магазине совершаете покупки и т.д.

«Посмотри вокруг». Посмотри вокруг, найди и назови слова, в названии которых есть звук…(называете тот звук, который в данный момент находится в стадии автоматизации). Можно сначала взрослому найти и назвать несколько слов – предметов, чтобы ребенку было интереснее играть с вами, ведь мама или папа тоже ищет слова вместе с ним.
«Назови со звуком…». Подумай и назови с заданным звуком слова, которые обозначают: посуду, одежду, животных и т.д. Данная игра позволяет закрепить сложный звук, а так же формировать фонематическое восприятие, активизировать словарь по лексическим темам.
«Найди картинку». Предлагаем ребенку найти картинки, в названии которых слышим заданный звук,  из старых журналов, газет, вырезать их и наклеить в тетрадь. Закрепляем данным упражнением не только звук, но и развиваем мелкую моторику, внимание.
«Один - много». Взрослый называет слова с заданным звуком, а ребенок должен четко произнося изучаемый звук, назвать данные слова во множественном числе. Закрепляем звук в речи, совершенствуем грамматический строй речи, внимание.
«Веселый повар». Можно предложит дома приготовить блюда, которые будут состоять из продуктов, в названии которых есть заданный звук. Поверьте, ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать и старательно искать и произносить сложные слова.

Существует множество упражнений, которые помогут преодолеть трудности в произношении звука вашему ребенку. Главное, старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Литература: Л.А. Комарова «Автоматизация звука в игровых упражнениях».