-
Категория: Акции
-
Обновлено 06.10.2021 16:53
-
Создано 26.01.2018 12:42
-
Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
-
Просмотров: 4631
Материально-техническое оснащение
сопровождения детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов
В МАОУ детском саду № 27 «Лесовичок» созданы все необходимые условия для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ и/или детей-инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» коррекционно-развивающая работа и инклюзивное образование Учреждения осуществляются в рамках работы групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, логопедического пункта, психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса по образовательным направлениям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», где определены целевые ориентиры развития детей дошкольного возраста с ОВЗ и/или детей-инвалидов.
Все помещения Учреждения оснащены комплектом учебно-методического, игрового и бытового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Физкультурный зал, бассейн, зал для образовательной деятельности «Физическая культура с элементами АФК», музыкальный зал, а так же специализированные кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога оснащены всем необходимым, современным оборудованием для достижения положительного результата в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов:
- физкультурный зал – функционирует для организации образовательной двигательной деятельности, проведения утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений, в нём имеется достаточное количество оборудования в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями, а именно: тренажеры, мячи, кегли, скакалки, спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия, модули, тренажеры, нетрадиционное физкультурное оборудование, направленное на развитие зрительно-моторной и зрительно-слуховой координации, ориентировки в пространстве зала;
- зал для образовательной деятельности с элементами АФК - функционирует для организации образовательной двигательной деятельности с элементами АФК, проведения утренней корригирующей гимнастики, коррекционных занятий на тренажерах, и оснащен специальным оборудованием (тренажеры, нетрадиционное физкультурное оборудование) для профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия, развития статического и динамического равновесия, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве зала;
- бассейн – функционирует для организации образовательной деятельности по обучению детей, в том числе, с ОВЗ и детей-инвалидов плаванию и оснащен специальным оборудованием для погружения детей-инвалидов в воду, оборудованием для проведения как сухого плавания, так и занятий на воде, а именно: различные массажеры, тренажеры, нестандартные коррекционные дорожки из бросового материала, надувные мячи, круги и т.д.;
- музыкальный зал - функционирует для организации образовательной музыкальной деятельности, досуговых мероприятий, музыкальных праздников и развлечений, театрализованных представлений для воспитанников, проведения родительских собраний и прочих мероприятий для педагогов и родителей и оснащен фортепиано, детскими музыкальными инструментами, различными видами театра, ширмами и т.д., музыкально-дидактическим оборудованием – флажки, платочки, колоски, бубенцы, ленточки и т.д., мультимедийным оборудованием - музыкальный центр, подвесная мультимедийная установка, интерактивная доска;
- сенсорная комната - функционирует для организации индивидуальной, подгрупповой и групповой работы по коррекции эмоциональных нарушений, формированию сенсорного опыта, зрительно-моторной и зрительно-слуховой координации, ориентировке в пространстве и от себя, расширению познавательного опыта, игровой деятельности детей, в том числе, с ОВЗ, детей-инвалидов и оснащена: пуфиком-креслом с гранулами, пуфиком-креслом «Груша» с гранулами, детской подушкой с гранулами, трапецией с гранулами, зеркальным шаром с мотором, креслом-трансформером, прибором динамической заливки света, панно напольным «Бесконечность», волшебной нитью с контроллером, зеркальным уголком с пузырьковой колонной, сенсорной тропой для ног, сухим душем, панно «Зеркальное небо», пучком фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», лампой «Вулкан», светильником «Фонтан света», напольным ковром «Млечный путь» и т.д.;
- кабинет педагога-психолога – функционирует для организации психо-коррекционной деятельности, направленной на содействие формирования личностного и интеллектуального потенциала детей, в том числе, с ОВЗ, детей-инвалидов;
- кабинет учителя-логопеда – функционирует для организации деятельности, направленной на коррекцию речевых нарушений, предупреждение нарушений устной речи, развитие произвольного внимания к звуковой стороне речи и сохранение эмоционального благополучия в адаптивной среде у детей с ОВЗ, детей-инвалидов и оборудован следующими материалами: стол, настенное зеркало, настольные зеркала по количеству детей, компьютер, зонды логопедические, наборное полотно, касса букв и слогов на каждого ребенка, слоговая таблица, таблица букв, наглядный материал по развитию речи, речевые игры, учебные пособия, набор цветных карандашей и т.д.;
- спортивная площадка - функционирует для организации образовательной двигательной деятельности, в том числе и с элементами АФК, спортивных игр, досуговых мероприятий, праздников и развлечений на свежем воздухе с выносным материалом и оборудованием в соответствии с темой деятельности, сезона и возраста детей с нормативным психофизическим развитием, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В каждой группе учреждения имеются:
- центр физического развития и двигательной активности, который включает в себя тренажеры, диски «Здоровья», балансиры, коррекционные коврики и дорожки, фитболы, нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, изготовленные своими руками совместно с воспитателями и родителями. В старших и подготовительных группах имеются схемы алгоритмов выполнения движений, мнемотаблицы для самостоятельной двигательной деятельности детей, картинки-подсказки, картотеки подвижных игр, картотеки комплексов двигательных домашних заданий, направленных на профилактику двигательных нарушений, зрительного утомления и т.д.;
- центр психоэмоциональной разгрузки и уединения - уединенное место, где имеется «Сенсорный чемоданчик» с разнообразными фиджетами, подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств. В центре имеется оборудование, пособия, дидактические и развивающие игры, направленные на профилактику переутомления, снятия психоэмоционального напряжения и зрительного утомления и т.д.;
- центр речевого развития, который представлен дидактическими, развивающими и словесными играми, занимательным материалом по азбуковедению, наглядным материалом по закреплению лексико-грамматического строя речи, играми на развитие мелкой моторики. Центр включают в себя оборудование, пособия, дидактические и развивающие игры, направленные на развитие артикуляционного, моторного восприятия;
- центр сенсомоторного развития, в котором имеется оборудование, пособия, дидактические и развивающие игры, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительной, моторной, слуховой памяти, зрительно-моторной и зрительно-слуховой координации, профилактику зрительного утомления и т.д.
В группах оборудованы центры для самостоятельной деятельности (центр игры, изодеятельности, чтения художественной литературы, конструирования и др.), что способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.
Образовательная среда нацелена на преодоление недостатков речевого развития детей.
В Учреждении в каждом корпусе оборудованы логопедические пункты с целью организации индивидуальных и подгрупповых занятий учителя-логопеда с детьми с ОВЗ и/или детьми-инвалидами, имеющими речевые нарушения. Преодолевать развитие речевых нарушений у детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов помогает правильно организованная речевая среда, которая стимулирует развитие самостоятельности, инициативности и любознательности.
Учитель-логопед Учреждения в рамках работы логопедические пункта использует:
- коррекционно-развивающую образовательную программу логопедической работы на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет», автор Н.В. Нищева;
- «Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии речи детей раннего возраста», автор О.В. Закревская;
- утвержденный пакет документов, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий;
- учебно-дидактический материал, специальные методические пособия учебно-игровые и дидактические материалы коллективного и индивидуального пользования.
Учитель-логопед, в тесной взаимосвязи со всеми специалистами сопровождения, комплексно использует систему мер, направленных на реализацию речевых задач.
Обследуя воспитанников в начале года, учитель-логопед выявляет нарушение речи, особенности слухового восприятия воспитанников, разрабатывает программу фронтальной коррекционно-развивающей работы и составляет индивидуальный план речевого развития на каждого ребенка, в том числе с ОВЗ и ребенка-инвалида, ведет карту (папку) развития, учет динамики развития речи и знакомит с достижениями воспитанников специалистов и родителей, проводит индивидуальные и подгрупповые мероприятия по коррекции речевых нарушений у детей, а так же участвует в подготовке и проведении досугов и развлечений с участием детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по обучению плаванию проводят коррекционно-развивающие занятия с группой по музыкальной и двигательной деятельности, а так же необходимую индивидуальную работу для детей с ОВЗ и с детьми-инвалидами.
Педагогом-психологом учреждения в рамках психолого-педагогической диагностики производится оценка развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов с учетом возрастных возможностей, ведущего вида деятельности.
Педагог-психолог опирается на игровые технологии и приемы с целью выявления индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса, имеющих ограниченные возможности здоровья и статус «ребенок-инвалид» и организует психологическую деятельность со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
- «Развивающая работа и психологическая коррекция»;
- «Психологическое консультирование»
- «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Коррекционно-развивающая направленность занятий обеспечивает детям с ОВЗ и детям-инвалидам овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками, а также способствует развитию высших психических функций: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи.
Пребывание в специальных условиях способствует эффективности развития игровой деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их личности (интересах, мотивации, взаимоотношений и общения).
Сентябрь и май отводится всеми специалистами для углубленной диагностики, конец января – для промежуточного обследования.
По итогам диагностической деятельности специалисты ППк учреждения совместно с воспитателями обсуждают результаты обследования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и выстраивают план психолого-педагогической, коррекционно-развивающей работы на определенный образовательный период учебного года. Мероприятия планируются с октября по январь и с февраля по май.
В конце учебного года проводится заседание ППк по результатам итоговой диагностики развития детей и определения эффективности работы всех специалистов и даются рекомендации по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на период летней оздоровительной кампании с июня по август.