Значимость режима дня в разные возрастные периоды детства, способы здоровьесбережения в условиях семьи,
поддержания в семье здорового образа жизни
Режим дня - рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток, соответствующая возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.
Режимные процессы - виды деятельности, входящие в режим.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье и снизить риск развития заболеваний путем контроля над поведенческими факторами риска.
Здоровьесбережение - система мер, направленных на сохранение и улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Культура здоровья - важный компонент общей культуры человека, формирующийся в процессе воспитания и образования.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни - комплекс мер, направленных на формирование у детей побуждения, стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Динамический стереотип - сложная условно-рефлекторная реакция, выработанная путем многократных повторений.
Утомление - физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности.
Переутомление - состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, при длительном отсутствии отдыха.
Спорт - специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к нему путем разминки, тренировки.
Физические упражнения - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Закаливание - это тренировка защитных сил организма под воздействием факторов внешней среды.
Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на овладение двигательными умениями и навыками, воспитание психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Состояние здоровья человека, культура здорового образа жизни связана с понятием общей культуры человека, формирование которой в значительной степени приходится на детские годы.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей.
Питание детей дошкольного возраста должно быть сбалансированным и разнообразным.
Интервалы между приемами пищи не должны превышать 4 часов.
Большую роль играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов.
Закаливание - важнейшая часть физического воспитания. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры, простудным и инфекционным заболеваниям.
Детей учат мыть руки, чистить зубы, умывать лицо, причесываться, самостоятельно и аккуратно есть, одеваться и т.д. С этой целью используется показ, объяснение, художественные произведения, личный пример взрослого.
Большое значение имеет положительная оценка поведения ребенка взрослым, единство требований дошкольного учреждения и семьи, создание благоприятного микроклимата.
Решение задач физического воспитания невозможно без организации разнообразных форм двигательной деятельности детей: физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений, туристских прогулок, физкультурных досугов и праздников и т.д.
При этом важно понимать, какие упражнения полезны для детей дошкольного возраста, а какие могут нанести вред детскому здоровью; почему нельзя "форсировать" развитие движений и какие последствия может иметь ранняя спортивная специализация.