Особенности питания, здорового образа жизни и безопасности детей раннего и дошкольного возрастов
Здоровье - состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ 2).
Критерии здоровья - показатели, по которым оценивают здоровье. Комплексная оценка состояния здоровья детей дается на основе на# 4 базовых критериев:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям (по частоте острых респираторных заболеваний в течение года);
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Физическое развитие - комплекс морфофункциональных свойств (например, длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук), характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма. Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья, роста и формирования детского организма.
Сопротивляемость организма (резистентность) - устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.
Функциональные нарушения (расстройства) - нарушения физиологических функций отдельных органов и целых функциональных систем (нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем).
Группа здоровья - термин, который используется для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков. Это обобщенная характеристика состояния здоровья, физического и психического развития, состояния иммунной системы ребенка по результатам профилактического осмотра при проведении комплексной оценки состояния здоровья для определения индивидуальной динамики состояния здоровья ребенка, определения его нуждаемости в контроле за состоянием здоровья, определения и сравнения состояния здоровья детей организованных коллективов.
Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, воспитание психофизических качеств (быстроты, выносливости, ловкости и др.), приобщение к здоровому образу жизни, следование режиму дня.
Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей.
Четкое чередование различных видов деятельности и их правильная, длительность в соответствии с функциональными возможностями нервной системы ребенка приводят к формированию динамического стереотипа.
Динамический стереотип - это система условных связей, сложившихся в головном мозге в результате многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности.
При формировании режима необходимо руководствоваться следующими принципами:
Существенным моментом является максимальное приближения режима жизни ребенка в семье к режиму детского сада.
Важнейшую роль играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов.
Решение задач физического воспитания невозможно без организации разнообразных форм двигательной деятельности детей: физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений, туристских прогулок, физкультурных досугов и праздников и т.д.