Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Консультация для родителей по направлению «Познавательное развитие»

дети исследуют«Развитие познавательных способностей
детей дошкольного возраста
в процессе проектной деятельности"

Автор-составитель: заместитель заведующего по ВМР
Баженова Ольга Юрьевна

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить."

Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребёнок постигает общечеловеческий опыт, у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Все сферы жизнедеятельности несут в себе познавательный компонент; подразумевают освоение определённого объёма представлений и знаний, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на окружающий мир. Представления, познавательные процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы – сложного образования, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Использование проектной деятельности считаю актуальным в работе с детьми по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Метод проектов способствует: активизации познавательной деятельности детей, формированию у них специфических умений и навыков учебного и коммуникативного характера; развитию творческой активности детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности; творческому взаимодействию с родителями.     
Цель работы: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод.

Исходя из цели,  были поставлены следующие задачи:

1. Обогащать и расширять представления об окружающем мире. 

2. Формировать собственный познавательный опыт.

3. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

По теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» разработан перспективный план по самообразованию.

Постоянно в группе обновляется предметно-развивающая среда в соответствии с уровнем развития детей. В нашей группе созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, коллекции «Камни», «Пуговицы», «Календари», «Виды почв», «Шишки», «Ракушки», «Часы», «Монет», тематические альбомы, подобрана познавательная литература, созданы модели природных зон, схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы,  картотека дидактических игр.

Большое внимание в совместной деятельности с детьми уделяю традициям.

1. Традиция «Искусство нашей природы».

Цель: учить видеть прекрасное в окружающем мире.

2. Традиция «Счастье видеть этот мир». 

Цель: формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

Вместе с детьми участвовали в проектной деятельности. 

Темы проектов определялись из содержания программы, интересов детей, уточняла во время  индивидуальных бесед, наблюдений.

Темы проектов:                                                          

1. «Как прекрасен этот мир»

Цель: обогащать знаниями в изменении жизни природы.

2. «Кто в  Кремле живёт?»

Цель: пробудить у детей интерес к столице нашей Родины городу Москве, воспитывать чувство гордости за его архитектурные памятники.

3. «Ознакомление с родным краем»

Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей, как основы интеллектуально – личностного творческого развития, формировать чувство гордости за свою малую родину.

4. «В мире диких животных»

Цель: дать представление о жизни диких животных.

5. «Домашние птицы»

Цель: сформировать целостное представление о домашних птицах, их характерных особенностях, закрепить понятие «домашние птицы».

6.«Морские обитатели».

Цель: систематизировать, обобщать, дополнять знания детей о морских обитателях.

7. «Шестиногие малыши».

Цель: сформировать у детей представление о значении насекомых в природе.

8. «Что имя моё значит?»

Цель: сформировать у детей представление о происхождении своего имени.

В экологическом проекте «Красная книга Самарской области» приняли участие дети, воспитатели, родители специалисты ДОУ.

Цель данного проекта: сформировать у детей убеждение о ценности природы родного края.

Задачи:

1.     Познакомить детей с Красной книгой Самарской области.

2.     Расширить знания детей о животных и растениях, внесённых в Красную книгу.

3.    Формировать бережное отношение к родной природе. На подготовительном этапе изучила уровень знаний детей о родном крае.

Подобрала литературно-художественные материалы о Тольятти и Самарской области, фото и документальные материалы. Рассмотрели с детьми книги «Жигули мои родные», «Азбука экологии», «Самарская область» и др.

На основном этапе была организована  консультация для родителей «Люби и знай свой край».  Дети учились определять животных по его образным описаниям, соотносить  наглядное изображение со словесным описанием в процессе дидактических игр «Отгадай загадку», «Чей хвост?», «Найди животное» и др. Экологическая игра «Четвёртый лишний» способствовала  формированию у детей знаний о классификации животных и птиц. Изобразительная деятельность играет важную роль в реализации проекта. Дети рисовали растения, занесённые в Красную книгу. 

На заключительном этапе была проведена беседа «Будь природе другом», выставка поделок, рисунков. Результатом работы стала презентация «Красная книга Самарской области», созданной совместно детьми, педагогами и родителями.

В своей работе использую следующие активные формы работы с родителями: «Семейные посиделки», которые стали традицией группы, творческие гостиные.

Цель «Семейных посиделок»: развивать новые познавательные интересы по самостоятельно выбранной теме. 

Темы посиделок:

1. Мама, папа, я – счастливая семья.

2. Природа и мы.

3. Музыка – источник духовного насыщения ребёнка. 

4. Транспорт в нашей жизни и др.

В заключение хочу сказать, метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать.