ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
МБУ ДЕТСКОГО САДА № 27 «ЛЕСОВИЧОК» Г.О. ТОЛЬЯТТИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СЕНСОРНОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ,
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Авторы:
заместитель заведующего по ВМР Куклова Н.Б., старший воспитатель Меркулова Н.Г.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Исходя из выше сказанного, в контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.
Целью создания развивающей предметно - пространственной среды под девизом «Сенсомоторика вокруг нас» является развитие всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно - образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий для реализации речевого, психического развития детей, а так же эмоционально - положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:
Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:
Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды
в каждой группе направлено на:
Сенсомоторное содержание, направленное на развитие восприятия должно включать в себя:
Оборудованием, направленным на сенсомоторное развитие, пронизано все пространство дошкольной образовательной организации, группа, физкультурный или музыкальный зал, бассейн или прогулочный участок, кабинеты учителя – логопеда и педагога – психолога. В течение дня, во всех режимных моментах, в специально организованной образовательной, самостоятельной или совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми незримо проходит процесс сенсомоторного развития. Это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Это разнообразные застежки, шнуровки, дидактические игры, «открывалки - закрывалки», развивающие игры, сухой бассейн, различное оборудование для развития мелкой моторики – все это лучший материал для увлекательного сенсомоторного развития ребёнка, которое помогает малышу усвоить разнообразные понятия. В самый нужный и подходящий для этого момент нам на помощь могут прийти обычные народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении сенсорных эталонов. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов. К примеру, с детства всем известная сказка «Три медведя», с её помощью можно уточнить знания о размере, соотнести рост медведей с предметами мебели, посудой.
К примеру, обычная логика может превратиться в сенсорную, в тот момент, когда мы обучаем ребенка самым простым логическим операциям. Или геометрия для малышей. Изучение геометрических фигур можно превратить в веселую игру. Через игровые упражнения можно научить ребенка находить одинаковые предметы, запоминать названия геометрических фигур, их цвет, тренировать мелкую моторику.
Заниматься сенсорным развитием можно и во время прогулки. Самое простое, это находить на площади спортивной площадки или прогулочного участка предметы определенного цвета или формы. Во время прогулки удобно знакомить с понятиями «толстый – тонкий», «высокий - низкий» сравнивая толщину и высоту деревьев на участке. Можно сравнивать ширину проезжей части и тротуара, длину скамеек и т.д. Постепенно через игру, ребенок усвоит все эти понятия.
Сенсорное развитие может проходить и во время спортивных или подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если у ребенка задействуется крупная и мелкая моторика. Например, спрячьте в пространстве спортивного или музыкального зала, групповой комнаты игрушку и пусть ребенок попробуйте ее отыскать, выполняя словесные инструкции: иди направо, возьми красный мяч и т.д.
В процессе конструктивной деятельности у детей так же формируются обобщенные представления. Создавая постройку, ребенок легко запоминает названия геометрических фигур. А эксперименты со строительным набором открывают свойства тех или иных деталей конструктора.
Только благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе, когда осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников, мы можем достичь определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты:
И только целенаправленное стимулирование детей к активному познанию и получению ими максимальной информации из окружающего мира позволит достичь этих образовательных результатов.