Как всё запомнить

Консультация для родителей

«Как всё ЗАПОМНИТЬ?»

Педагог – психолог Небогатых Наталья Ивановна

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное. Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

 

«Запоминаем картинки»

Что вам понадобиться? Предметные картинки (10-15 шт.), подойдут любые картинки от лото, на которых изображен один  крупный предмет, обязательно хорошо знакомый ребёнку.

Как заниматься? Продемонстрируйте малышу 2 картинки и предложите их запомнить. Затем смешайте эти изображения с другими картинками (их должно быть 7-10 шт.). Ребёнку нужно их найти среди группы  картинок. Чтобы было  интереснее, притворитесь, будто запамятовали, что именно показывали малышу. Затем повторите упражнение для 2-3 других картинок.

Игра «Кто в домике живёт?»

Что вам понадобиться?  Предметные картинки (4 шт.), 4 разноцветных кружка.

Как заниматься? На каждую из картинок накладывается кружок определенного цвета. Скажите малышу: «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружочки лежат на них». Затем картинки уберите, а ребенку покажите кружки: «Кто в этом домике живет?».

«Запоминание слов в игре»

Как заниматься? Эта игра проводится в 2 вариантах.

1 вариант:  Попросите малыша запомнить 5 слов и через некоторое время назвать их в той же последовательности. Для разнообразия можно предложить не называть, а показывать на картинках эти слова или рисовать их.

2 вариант: Игра «Магазин» создает мотив, побуждающий к запоминанию. Малыш берет на себя роль покупателя, идет в магазин и «покупает» 5 предметов. В роли продавца может выступать сама  мама или другой ребёнок. В следующей игре увеличьте количество покупок.

Игра «Нарисуй такой же»

Как заниматься? Предложите ребёнку рассмотреть ваш рисунок, чтобы затем нарисовать такой же. Рисунок – образец не должен содержать замысловатых элементов, которые малышу будет сложно повторить в силу возраста. Но обязательно изобразите мелкие несуществующие детали (цветок на окне, ягодки на кустах и так далее). Потом сравните рисунки и поиграйте в «Найди 10 отличий»

Игра «Повторюшка»

Что вам понадобиться?  Игрушка, у которой  сгибаются руки и ноги.

Как заниматься? Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить все, что будет делать мишка, кукла или любая другая игрушка (начинать лучше с 2-3, а далее увеличивать, но не более 6-7 движений), затем повторить движения в той же последовательности. Сначала движения могут быть простые – подняты руки, затем сложные, например, поднята правая нога, а руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу.

«Разрезанные картинки»

Что вам понадобится? Для проведения игры  использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Как заниматься?  Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

"Опиши игрушку!"(для детей 5-7 лет)

Что вам понадобится?  Незнакомая  игрушка.

Как заниматься? Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Подобные игры с ребенком подарят родителям бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.