Ситуативные разговоры и тематические беседы с детьми как один из эффективных методов формирования диалогической речи у старших дошкольников при подготовке к школе

взрослый и детиКонсультация для родителей «Ситуативные разговоры и тематические беседы с детьми как один из эффективных методов формирования диалогической речи у старших дошкольников при подготовке к школе»

Составитель: учитель – логопед Романова Наталия Николаевна

Для дошкольников при подготовке к школе разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет детям в школе говорить связно, грамматически правильно. Исходя из многолетних наблюдений, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его коммуникативных способностей, так и от регулярности общения. Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. В этом педагогу помогут беседы и ситуативные разговоры.

Ситуативный разговор – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей, диалогической речи. Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.
Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми дошкольного возраста:
• участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
• позиция взрослого как партнера по общению;
• изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
• планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
• предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.
В результате дети обретают умения и формируют навыки:
• способность проявлять инициативу;
• умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
• навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
• проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
• умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.

Беседа - основной метод диалогической речи ребенка. Это целенаправленный заранее подготовленный воспитателем разговор с детьми на определенную тему. Беседа учит ребенка мыслить, высказывать свои мнения, анализировать и связывать факты с личным опытом, делать выводы, беседа толкает ребенка на интерес к окружающей жизни.
Беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных условий:
• Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки.
• Найти подходящее время. Беседа будет малоэффективной, если ребенок стремится играть или рисовать.
• Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия. Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
• Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
• Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.
Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.

При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:
• Универсальное средство общения, не требующее ситуативности.
• Высокий уровень выразительности интонаций.
• Употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования.
• Мысли формулируются связно и последовательно.
• Диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.

Литература: Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.