Советы учителя-логопеда

логопед

Коррекционно-логопедическая работа
учителя-логопеда в детском саду

Учитель-логопед – это специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

Целью работы учителя – логопеда в дошкольной образовательной организации является оказание необходимой коррекционно – логопедической помощи воспитанникам в возрасте 5 – 7 лет, которые имеют фонетическое, фонетико – фонематическое, общее недоразвитие речи.

Учитель – логопед 2 раза в год проводит диагностическое исследование устной речи воспитанников, которое состоит из обследования:
• звукопроизношения;
• фонематических процессов;
• словарного запаса;
• слоговой структуры слова;
• грамматического строя речи;
• связной речи.

Результаты исследования заносит в речевую карту ребенка. На основе диагностического исследования учитель – логопед определяет структуру и степень выраженности имеющегося у детей дефекта речи и составляет индивидуальное перспективное планирование коррекционной работы.
Основной формой коррекционно – логопедической работы являются занятия: индивидуальные и подвижными микрогруппами. В микрогруппы объединяются 3 – 4 ребенка с идентичными нарушениями речи. Состав групп может меняться в зависимости от динамики формирования речевых умений.
Длительность индивидуальных занятий составляет 15 – 20 минут, занятий в микрогруппе 20 – 25 минут. Коррекционную помощь ребенок получает 2-3 раза в неделю. Периодичность занятий зависит от структуры речевого дефекта, этапа коррекционного обучения, а так же от психофизических особенностей ребенка.
Учитель – логопед дает рекомендации родителям по организации ежедневных занятий дома в индивидуальных тетрадях. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению учителя – логопеда или по просьбе родителей.
Устранение речевых нарушений длительный и сложный процесс, требующий совместной работы учителя – логопеда и родителей.

С уважением, учитель-логопед Романова Наталия Николаевна

 

говорить правильноОпыт работы учителя-логопеда
Романовой Натальи Николаевны

 

Рубрика "У школьного порога":

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ   УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на темы:

Учитель – логопед Дрюкова Н.О.

         Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явления­ми. Перед ним открывается много интересного, нового, при­влекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как назы­вается? Из чего и как сделано? Для чего?»

         И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родите­лям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлени­ями окружающей жизни, учить правильно, называть предме­ты домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которы­ми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показы­вать и называть здания, транспорт, растения и другие интере­сующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

         Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запо­мнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого сле­дует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». «Лис­топад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливает­ся воедино в сознании ребенка с новым словом.

         Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недо­статочно. Для закрепления нового слова, например, «листо­пад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или сти­хотворение:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...

         И только тогда, когда новое слово будет применено ребен­ком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

         Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых по­мочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, ве­личину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и од­ного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

         Например, накры­вая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь вся­кий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — боль­шой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качест­во. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

         Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

         Например, ребенок пришел с детского утренни­ка. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и пого­ворить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебы­ваясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фраза­ми, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движени­ями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатле­ниями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма вы­ражения мысли станет привычной для него.

         Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг пред­ставлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружаю­щем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлени­ях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребен­ка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглиру­ют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка бол­тать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

         Помочь детям сознательно усваивать слова и активно поль­зоваться ими могут следующие упражнения.

         Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словар­ную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами пред­лагается целая система упражнений, направленная на:

•  подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

•  отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, пого­ворках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;

•  договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;

•  составление предложений со словами синонимического ря­да (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глу­пый, весело—скучно);

•  объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;

•  подбор близких по смыслу слов к каждому значению мно­гозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;

•  рисование на тему многозначного слова;

•  нахождение многозначных слов в пословицах, поговор­ках, загадках, литературных произведениях;

•  придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.