Познавательная деятельность в дошкольном учреждении

ребенок играетКонсультация для педагогов
"Познавательная деятельность в дошкольном учреждении"

Составитель: старший воспитатель
Меркулова Наталья Геннадьевна

Познавательная активность - это отличительная особенность здоровой психики человека. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины его восприятия. Играя, ребенок экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимости. Он сам, например, может узнать, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы, стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети - это пытливые исследователи окружающего мира. Такая особенность заложена в них от природы, которая проявляется рефлексом "что такое?" в безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная "исследовательская" деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико - синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений. Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Ребенок "учится сомневаться". Дети дошкольного возраста могут подвергнуть сомнению  знания взрослых, правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом). Без этого не может быть развивающего обучения. Не стоит давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически и их необходимо просто запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения? Однозначно – нет! Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья). Именно взрослый вводит малышей в безграничный и удивительный мир, раскрывает перед детьми его тайны и законы, закладывает познавательное отношение к нему. В истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания, поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства, надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что и "большой" человек не утрачивает способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям и явлениям природы.  

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого  -  поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения "ребенок - взрослый" должны строиться на соучастии в деятельности. И вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослы к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Потому что решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - это путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить.  Этот путь называется проблемным обучением, суть которого заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль ребёнка, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.  Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.

Организовать познавательную деятельность детей с целью развития психических процессов в каждом конкретном случае можно в разнообразных формах и проводить такую работу следует с  подгруппой детей, либо индивидуально. Тем не менее, чтобы развить в ребенке способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми, развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками, ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить в диалоге самого ребенка со сверстниками и взрослыми. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит так же в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагогу важно увлечь воспитанников в совместный умственный поиск, оказать им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность должна обязательно сопровождаться эвристической беседой, где взрослый ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам, свободно высказывая свои мысли, сомнения, отслеживая ответы товарищей, соглашаясь или оспаривая их.  Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не стоит забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы побуждают их к размышлению.

Литература: Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание".