Сказка на новый лад

Кукольный театрМастер – класс для педагогов и родителей
«Сказка на новый лад»

Авторы-составители:
Макарова Лариса Владимировна, воспитатель
Биккиняева Нурия Калимулловна, воспитатель
Синютина Галина Викторовна, воспитатель

Актуальность:   В настоящее время, в связи с модернизацией системы дошкольного образования, введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и изменениями социально-экономических условий жизни, необходимо уделять больше внимания психоэмоциональному здоровью, психологическому благополучию и комфорту детей дошкольного возраста и взрослых. Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.                                           

Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы легко поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.  Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции,  личностные конфликты и успешно разрешить их.

Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. А именно, маленький и слабый герой в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.

Сказкотерапия — отличный метод передачи знаний, опыта, умений и навыков детям. Нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.                         

Данное пособие уникально тем, что поможет детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать, а главное самому творить, фантазировать, преодолевать препятствия. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.                                                        

В народе говорят: «Сказка-ложь,  да в ней намек, добрым молодцам - урок!»

Эта прописная истина известна каждому человеку с детства.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению методов и приемов работы со сказкотерапией по оказанию ребенку психологической поддержки, избавление его от психоэмоциональных травм или от внутренних конфликтов, формирование дополнительных профессиональных компетенций педагогов по вопросам сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

Ожидаемые результаты мастер-класса:

Методическое оснащение мастер-класса:

Методы:

Приемы:

Использование наглядности: герои сказок, рисование сюжета.

Материалы и инструменты: прозрачная книга из пентопринта, фломастеры.

Структура плана-конспекта мастер-класса на тему «Сказка на новый лад».

Ход мастер-класса

1. РИТУАЛ ВХОДА В СКАЗКУ

Всем известно только в сказках

Есть чудесная страна.

Там волшебной чудо - краской

Разрисованы дома.

Растет цветочек аленький,

Шумит дремучий лес.

Откроет детям маленьким

Он тысячу чудес.

Ты цветочек мой, цвети,

В сказку двери отвори.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе по арт-терапевтической технологии «Сказкотерапия», которая позволит ребенку заглянуть в самого себя, обнаружить там волшебников и добрых фей, злобных драконов и коварных ведьм, найти в себе героя, побеждающего иллюзии и обретающего мудрый опыт.

Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Сегодня мы вместе со сказочным героем отправимся в путешествие по сказке  и вместе с ним будем творить чудеса.

Цель игры: оказание ребенку психологической поддержки, избавление от психоэмоциональных травм или от внутренних конфликтов, вербализация чувств и мыслей, которые подавляются.

Задачи:

Жадина.

Жили в лесу зверята - милые ребята. Приближался сентябрь. Значит в школу пора. Медвежонок к школе давно готов. Сядет на травке, разложит школьные принадлежности и любуется ими. Зверята это видят, подходят к нему и начинают разговоры вести.

(Рисуется первая страница)

Лисёнок  (осторожно):  Медвежонок, дай,  пожалуйста, ручку.

Я потренируюсь, как надо писать, потом тебе верну.

Медвежонок   (поспешно):  Нет-нет! Ты мне её не вернёшь.

Лисёнок (с досадой): Да ну тебя!  Жадина…  (уходит).

А тут и… как вы думаете, кто может ещё подойти к медвежонку?, давайте  нарисуем (например Волчонок)

Волчонок  (очень вежливо):

Привет, друг! Что ты тут уселся и всё разложил?

Медвежонок (с восхищением):  Да вот, любуюсь!

Волчонок:  У тебя такие красивые мелки!  Дай мне порисовать.

А когда у меня появятся такие же, тоже дам тебе обязательно.

Медвежонок  (резко): Ни за что!  Ты его изрисуешь, и у меня не будет такого красивого мелка.

Волчонок (вздыхает):  Что ж тут поделаешь? Ты хозяин  (уходит).

Ведущая:  Появляется следующий герой (кто может появиться? (Например Зайчонок)

Зайчонок: Ой! Как много вещей! И все нужные! А карандаши – просто прелесть.

Ведущая: Что может попросить Зайчонок у Медвежонка? Давай нарисуем.

Зайчонок:  Дай мне, пожалуйста, оранжевый карандаш. Я нарисую морковку и тебе верну.

Медвежонок:  Не дам! Вдруг ты его сломаешь.

Зайчонок:  Я бережливый, не сломаю.

Медвежонок:  Сказал - не дам! Значит не дам!

Зайчонок:  Ну и жадина же ты!  (уходит).

Медвежонок:  Фу! Наконец-то избавился от всех. Даже жарко стало.

Унесу вещи в дом (собирает всё и уходит).

Ведущая: Как же нам помочь медвежонку справится с жадностью? Давайте нарисуем. (Можно принести ему бочонок мёда, корзину грибов или ягод)

А в лесу что-то назревало. Это зверята собрались навестить Медвежонка.                                                 

Зверята выбегают на полянку. Они держат большой пирог и протягивают его Медвежонку: Это тебе!

Медвежонок  (удивлённо):  Это мне?  За что?

Зверята поют: 

Медвежонка уважаем, доброго всего желаем!                                                                                            Жадность ты свою отбрось, либо дружба пойдёт вкось.

Медвежонок (обрадовано):  Я понял всё!  Жадничать не буду.

Ведь нам скоро в одну школу поступать. Да и живём мы рядом.  И соседи и друзья!

И Медвежонок оправдал доверие своих товарищей: больше  никогда не жадничал.

А пирог тут же на поляне поделили и дружно съели.

КОЛОБОК.

Дед: Я, ребята, старый дед,

Скоро будет мне сто лет,

Не хочу я есть блины,

Мне оладьи не нужны.

Вспомнить, детки, не могу,

Что же нужно старику?

Ведущая:

Позабыл наш дед слегка,

Съесть он хочет…(Колобка)

Дед: 

Бабка, бабка, помоги,

Колобка мне испеки.

Бабка:

Не кричи ты так, дедуля,

За мукой уже иду я.

Вот смотри, муку купила,

Колобка тебе слепила.

(Появляется Колобок)

Дед:

Колобок, Колобок,

Поживи у нас, дружок.

Колобок:

Я б лежал здесь до утра,

Только мне бежать пора.

Есть дела у Колобка,

До свидания, пока!

(Колобок катится в лес)

Ведущая:

Колобок наш  покатился,

У оврага очутился.

Испугался Колобок

Я помну румяный бок!

Как же быть мне?

Только вдруг…

Зайка прыг, зайка скок.

Зайка Колобка схватил,

Закричал, что было сил:

Заяц:

Я – Зайчишка, прыг да скок!

Съем тебя я, Колобок!

Колобок:

Ты не ешь меня пока,

Есть дела у Колобка!

У овражка я стою,

Пройти его я не могу!

Помоги скатиться мне

Кусочек сладкий дам тебе!

Заяц:

Ты не бойся, Колобок,

Помогу тебе дружок!

Ведущая: (давайте подумаем, как заяц может помочь Колобку.  Нарисуем кустики, пенёчки, длинный прутик – с их помощью Колобок преодолеет овражек)

Колобок:

Ну, спасибо, заяц серый,

Жду тебя к себе обедать!

Ведущая:

Покатился Колобок – Колобок румяный бок

С Волком, с Мишей повстречался,

Подружился, поиграл,

Песню спел, на чай позвал!

Тут Лиса ему навстречу.

И  Лиса ему сказала:

Лиса:

Я такого не видала!

Поиграй со мной часок,

Спой мне песню, Колобок.

Ведущая:

Долго Колобок катился

И немного утомился.

Он на нос лисичке сел,

Загрустил, песню  запел.

(Колобок садится на нос лисе)

Ведущая:

Пел про то, как он родился, 

Как он из муки слепился.

Пел про деда-старичка –

Слушала лиса пока.

Пел про бабушку-старушку –

Подняла повыше ушки.

Пел про зайца и про волка,

Про медведя и про ёлки, 

Про грибы и про пенёчки,

Про  цветочки и про кочки.

Песню звери услыхали!

(Появляются все звери)

Стали песню подпевать,

Стали бабку с дедом звать.

(Появляются бабка и дед)

Бабка с дедом прибежали,

Колобочка   увидали.

Обнимали, целовали,

А потом домой забрали.

Колобок сказал зверятам:

Колобок:

 Приходите к нам, ребята!

Бабка:

Угощу вас пирогами!

Дед:

Песни попоём мы с вами!

Ведущая:

Дружно звери на прощанье

Им сказали:

Все звери:

До свиданья!

Ведвущая:

Хорошо, что Колобок в дом родной вернуться смог. Мы же скажем на прощанье:  - Будь послушным, Колобок!

Библиография:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.

2.Коломинский Я.Л. Психическое развитие дошкольников. - Мн., 200110

3.Валитова И.Е. Психологические особенности сознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. - М., 1990

4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2001

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М., 1966

6. Коломнский Я.Л., Панько Е.А. Психология шестилетнего возраста. - Мн., 1999

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 2000

8. Никфоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002