Чудо - дерево

Чудо-дерево«Использование многофункционального игрового пособия «Чудо - дерево»
для сенсомоторного развития детей дошкольного возраста
с ограниченными  возможностями здоровья»

Андриянова Ольга Григорьевна, воспитатель,
Грунчева Юлия Леонидовна, воспитатель,
Калюжная Анна Семеновна, педагог-психолог

Сенсорное развитие ребёнка – это восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Дошкольный возраст считается, благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств.
Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники  рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
У детей  с ограниченными возможностями здоровья наблюдается сенсомоторное недоразвитие,   которое отличается в отставании сроков формирования различного рода перцепций (слуховой, обонятельной, социальной и т. д.). Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют знакомство  детей с окружающим миром.
Наше Учреждение посещают воспитанники с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, которые  имеют особенности в сенсомоторном развитии:
•    низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
•    задержка двигательных способностей, навыков и уме¬ний;
•    нарушение  координации движений;
•    слабо выражены двигательные умения и навыки,
•    замедлена нервная реакция.
В связи с перечисленными особенностями  воспитанников следует уделять   особое внимание созданию условий для  их сенсомоторного развития в образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной и игровой деятельности.
В контексте  модернизации системы  образования и введением в действие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляются определенные требования к развивающей предметно – пространственной среде группы. При создании  пособия  были учтены все  следующие требования: полифункциональность, доступность, вариативность, безопасность.
Пособие «Чудо – дерево»  включает Пояснительную записку, методические рекомендации, картотека  дидактических игр для детей младшего,  среднего  и старшего дошкольного возраста  на развитие перцептивной деятельности  и мелкой моторики.
Многофункциональное  пособие «Чудо - дерево» состоит из  муляжа   дерева с одной стороны  разделено на 4 сектора основных цветов,  с липучками. С другой стороны - зеленый фон с липучками  в два ряда. Дополнительно были  изготовлены  атрибуты:
•    4 больших и 4 малых круга, квадрата и треугольника основных цветов (для закрепления формы, размера и цвета);
•    плоскостные картинки: снежинки, разноцветные листочки, цветы, птички (для закрепления  времени года);
•    набор муляжей колокольчиков  с секретом и восемь «ладошек» (для закрепления умения сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по звуку, запаху, фактуре  материала).
Предлагаем рассмотреть дидактическую игру «Чудо - ладошки».
Задачи игры:    Формировать  тактильную чувствительность кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка. Развивать наблюдательность, внимание, память. Профилактика нарушений функций опорно – двигательного аппарата.
Атрибуты: 8 «ладошек»  из разного по фактуре материала: мех, ткань, фольга, бумага, наждачная бумага, «колючка», ребристая бумага.
Ход игры: «Ладошки» развешиваем на «Чудо-дерево». Ребенок ищет нужную «ладошку» по заданному условию («Найди колючую ладошку»).
Варианты игры:
1. В процессе игры дети ходят по коррекционным дорожкам. На пособии «Чудо - дерево» закреплены разные по фактуре «ладошки». Каждому ребенку предлагается найти пару к выбранной им «ладошке». Путем сравнения ощущений от разных  по фактуре «ладошек» ребенок выбирает парную «ладошку».
2. Ребенок по своему выбору вешает «ладошку» на «Чудо – дерево», обследует ее и называет свои  ассоциации, которые она у него вызывает. (Мех – кошка, облачко, вата).
В процессе использования яркого, привлекательного и  необычного пособия происходит становление заинтересованности детей во взаимодействии, как со сверстниками, так и с взрослыми. Как показывают наблюдения, у детей повысился интерес к образовательной, игровой и самостоятельной деятельности, через обогащение сенсомоторного опыта детей  посредством развития органов восприятия (зрение, слух, осязание).