Роль развивающей среды в развитии ребёнка

Консультация для педагогов

«Роль развивающей предметно – пространственной среды

в психоэмоциональном развитии ребенка»

составила: воспитатель Восконян Седа Рубиковна

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим и психоэмоциональным параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

  Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.

Развивающая предметно-пространственная среда, которую мы организовали в учреждении,  соответствует возрастным особенностям детей, содержательно-насыщенная, доступная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, безопасная и самое главное - пронизана ощущениями психологического комфорта. Условия обеспечивают эмоциональное благополучие во-первых, через доверительное общение педагога с каждым ребенком, уважительное к нему отношение, к его чувствам и потребностям, во-вторых, через взаимодействие самого ребенка с эмоционально обогащенным предметно - пространственным окружением.

В начале учебного года в Учреждении проводился мониторинг оценки насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Мониторинг показал, что развивающая  предметно – пространственная среда в образовательном учреждении соответствует  требованиям ФГОС ДО. Мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холла и раздевальных комнат групп. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда Учреждения, начинается с оформления холла и раздевалки. В каждой раздевальной комнате и холле Учреждения оформлены уголки: « Я родитель!»; «Музыкальный сундучок»; «У нас в детском саду»; «Методический вестник»; «Правила дорожного движения»; «Психолог советует»; «Логопед советует»; «Творчество наших детей», а также проводятся постоянные тематические выставки  художественного творчества наших детей и родителей.

В каждой группе  создана развивающая предметно-пространственная среда  под девизом «Комфорт вокруг и во мне», ее психоэмоциональное насыщение   направлено на:

Содержание, направленное на развитие психоэмоционального благополучия - это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Разнообразные фотографии, иллюстрации и картинки, дидактические, развивающие игры и игровые упражнения, авторские игровые пособия - все это лучший материал для психоэмоционального развития ребёнка, который помогает малышу усвоить разнообразные понятия. В самый нужный и подходящий момент для создания психоэмоционального благополучия нам на помощь  приходят народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении норм общения людей между собой. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка психологических и эмоциональных понятий, формированию представлений о доброжелательном отношении к окружающему миру. К примеру, с помощью известных всем с детства сказок «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка», «Маша и медведь» и т.д. можно уточнять знания о добре и зле, о том, как необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. А средствами игровых упражнений мы сформируем у ребенка умение различать эмоции, способность увидеть эмоциональное состояние друг друга, создавать условия для психоэмоционального благополучия.

Психоэмоциональное здоровье и развитие, а значит, и благополучие предполагают обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы психических процессов посредством каждого центра или уголка группового пространства.

1. Личностно-ориентированный педагогический процесс является основным условием, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя психологически и эмоционально благополучно. При этом особое внимание уделяется коммуникативной стороне отношений педагога с детьми, когда у ребёнка незримо формируется чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

2. Эмоциональное благополучие самого педагога, его собственный внутренний настрой, эмоциональность поведения есть неоспоримо важное условие положительного психоэмоционального состояния детей, у которых с рождения очень развита интуитивная способность улавливать внутреннее состояние взрослых. Дети очень легко заряжаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения устраивают себе психологические разрядки, которые снимают излишнюю психологическую зажатость или эмоциональное напряжение.

Атмосфера в группе детского сада определяется отношениями между:

Хороший микроклимат в учреждении в целом и в каждой группе в частности, возникает тогда, когда все участники образовательного процесса чувствуют себя свободно, при этом уважают право других быть самими собой. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы проанализировать, создать и оказывает весьма существенное влияние на качество группового положительного психоэмоционального комфорта.

Для создания психоэмоционального комфорта в детском саду созданы уголки, вашему вниманию они представлены на экране:

Авторское дидактическое пособие «Антикапризин» разработано творческой группой нашего детского сада. Пособие представляет собой красивый, безопасный, удобный, мобильный, многофункциональный «домик – ширму» на крутящихся подставках, имеющий большое количество полочек, что позволяет разместить много разнообразного игрового материала. В лаборатории представлены разные виды театра: теневой, театр картинок (фланелеграф), настольный, театр «Тантамарески», театр «Куклы – топотушки», пальчиковый. Через театр ребенок учится прислушиваться к своим чувствам, к своему телу и  душе, ведь каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир  не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Здесь же представлены игры по эмоциям («Что изменилось?», «Эмоции сказочных героев», игра «Зеркало» - позволяет найти свой стиль общения с самим собой, учит распознавать эмоциональное состояние). В данном пособие имеются игрушки – забавы, калейдоскоп – сказочный мир за стеклом, мыльные пузыри – это один из символов чистой детской радости и неуемной фантазии, мирилки. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

 Мы  используем разнообразные формы работы на снятие психоэмоционального напряжения у детей:

Становление психоэмоционального опыта ребенка успешно осуществляется:

Педагоги Учреждения окружают ребенка красотой природы, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить ее вокруг себя. На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

 Территория нашего Учреждения – неотъемлемая часть всей системы экологического воспитания, в организации которого принимают участие и взрослые, и дети. Мы постоянно обновляем развивающую среду прогулочных участков, тщательно продумываем, какое оборудование использовать, как расположить зеленые насаждения, чтобы ежедневные прогулки были интересны детям, могли радовать и удивлять их, познавать, исследовать, экспериментировать. У детей закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Для создания психоэмоционального комфорта на территории нашего Учреждения созданы: (обращаем ваше внимание на экран)

Цель: создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать у детей желание ходить в детский сад;

Цель: позволяет снять психоэмоциональное напряжение и агрессию у детей, благодаря зелени произрастающей вокруг водоема, которая радует глаз;

Все участки детского сада уютные, красочные, гармоничные по цветовому и пространственному решению.

В мае в Учреждении  планируется открытие детского  сквера "Островок счастливого детства", где дети вместе с родителями смогут получить заряд бодрости и хорошего настроения.

 Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта «…по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне".