Формирование психоэмоционального здоровья и благополучия детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

карусельФормирование психоэмоционального здоровья и благополучия детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Составители: Макарова Лариса Владимировна, воспитатель
Биккиняева Нурия Калимулловна, воспитатель

Цель:  повышение психолого – педагогической грамотности педагогов и родителей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Материал:  Буклет: «Игра – сказка «Разноцветная карусель» на снятие психоэмоционального напряжения»;  атрибуты к игре: 6 котят - синего, жёлтого, красного, зелёного, черного и белого цвета, солнышко, тучка, смайлики – настроения, 4 домика  из цветного картона с одной стороны тёмного, с другой  светлого оттенка одного цвета - синий, жёлтый, зелёный, красный; слова текста игры на каждого участника.

Актуальность:                                                                                                                           Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.                                           
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.  Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно, объединив усилия педагогов-психологов, родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.                                                                       
Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.  А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, тревожными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.                                                                                                                                                    Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

В пособие «Разноцветная карусель» представлены две сказки:                                             

Они уникальны тем, что помогут детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развивать воображение, внимание, память, восприятие; развивать связную речь; тренировать невербальные средства общения; прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.  

Психологический комфорт  – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, он весел и здоров. Тема нашего мастер-класса «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей». В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно. Представлем Вашему вниманию пособие «Разноцветная карусель», которое включает две сказки:                                             

Как котята подружились с Грустинкой.

Как котята подружились с Веселинкой.

Цель игр: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений. 

Задачи:

●  Расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.

● Формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание.

● Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.

● Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

● Научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

● Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

● Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.

● Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения. 

●  Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

● Развивать творческое воображение и фантазию.

● Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.                                       

● Воспитывать дружеские отношения.

2. Практическая часть. 

Сегодня на мастер-классе предлагаем Вам проиграть эти сказки вместо детей. Нам необходимо выбрать 6 участников игры. 

Желающие выходят и выбирают разноцветных котят, и выполняют действия  по тексту, обращаясь друг к другу, играя роль выбранного котенка.

Ведущий. 

Бывают чувства у людей,                                                                                                                          У рыбок, птичек и зверей. 
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто удивлен?
А кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

Черный и белый котенок поочередно подходят к домикам разноцветных котят. 

Ведущий – сказочница рассказывает придуманную сказку «Как котята подружились с Грустинкой и Веселинкой» и что в результате произошло: 

Как котята подружились с Грустинкой

Сказочница:                                                                                                                                              Жила - была Грустинка, она была на всех сердитая, потому что у нее было плохое настроение. Не нравилось ей, что все смеются и радуются когда ей грустно. Она любила когда на небе сердитые тучки, пасмурно (достаются соответствующие атрибуты), 

Участник - чёрный котёнок:                                                                                                          

Я маленький, чёрненький, грустный котёнок                                                                                          Сердитый, печальный, несчастный с пелёнок.                                                                               

Где я только появлюсь, там сразу наступает грусть.                                                                          Темнеет небо, солнышко, травинки                                                                                                            За это все зовут меня  - Грустинка.

Сказочница:                                                                                                                                 

Пошла Грустинка, чтобы передать свое плохое настроение, к разноцветным котятам. Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка: 

Участник - синий котёнок                                                                                                                       

Я весёлый и счастливый,                                                                                                                 
Я по цвету синий – синий!                                                                                                               
Я танцую и пою!                                                                                                                                    Всех на свете я люблю.

Участник – чёрный котёнок

Давай с тобой дружить синий котенок. Котенок согласился, но вдруг ему стало грустно, решил он пойти в домик, а его домик из синего превратился в темно синий грустный и сердитый. 

(Домик поворачивается с синего на темно синий, котенок печалится, меняется смайлик на мордочке котенка на грустного)

Участник – жёлтый котёнок                                                                                                   

Котёнок чёрный не грусти…                                                                                                             
Ко мне в гости заходи,                                                                                                         
Поиграем мы немножко  (два котёнка играют)                                                                                     
Что случилось!? Как же так?                                                                                                       
В моём доме кавардак…                                                                                                           

(Котёнок загрустил, заплакал, меняется смайлик на мордочке и домик с жёлтого на тёмно - жёлтый)

Сказочница:                                                                                                                                            И к какому бы домику не подходил чёрный котёнок, настроение у всех портилось, все грустили, печалились и плакали.                                                         

(Зеленый на темно- зеленый, красный на тёмно- красный)                                                               

Как котята подружились с Веселинкой

Сказочница: 

Жила -была Веселинка, у нее было очень хорошее настроение она, смеялась радовалась и поэтому на небе светило солнышко, летали и чирикали птички (достаются соответствующие атрибуты ), и у всех было очень хорошее настроение (какую песенку можно спеть?-веселую). Решила Веселинка пойти погулять, чтобы передать свое хорошее настроение.                                                                                 

Ребёнок белый котёнок:                                                                                                                 

Я озорной, смешной котёнок белый                                                                                             
Весёлый, добрый, я мурлыка – СМЕЛЫЙ.                                                                                                    Я не грущу, не лью я зря слезинки.                                                                                             
Зовут меня ребята – ВЕСЕЛИНКА.

Сказочница: Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка.

Веселинка. Давай с тобой дружить синий котенок, я хочу тебе передать хорошее настроение.                                                                                    
Сказочница:                                                                                                                                              И к какому бы домику не подходил белый котёнок, все радовались.                                                            (разворачиваем домик с синего на голубой, котенок улыбается, меняется смайлик на мордочке котенка с грустного, на веселого, соответственно: красный на розовый, темно-желтый  на светло-желтый, темно-зеленый на светло-зеленый)

Белый котёнок:                                                                                                                               

Вы котята не грустите   
Ко мне скорее подойдите                                                                                                                 
Вас за лапку я возьму,                                                                                                                              обниму, развеселю!                                                                                                                                  

Все котята:                                                                                                                         

Дружно за руки возьмёмся,                                                                                                                         Улыбнёмся, повернёмся,                                                                                                                   

Из сказки в садик мы вернёмся.

Ведущий. Проигрывание сказок  стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у детей позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.            

Мастер-класс подошел к завершению. 

Желаем творческих успехов.                                                                                                                      Спасибо за внимание. 

Библиография:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.

2.Коломинский Я.Л. Психическое развитие дошкольников. - Мн., 2001. 

3.Валитова И.Е. Психологические особенности сознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. - М., 1990.

4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2001

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М., 1966

6. Коломнский Я.Л., Панько Е.А. Психология шестилетнего возраста. - Мн., 1999

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 2000

8. Никфоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002

                                                  

Формирование психоэмоционального здоровья и благополучия детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Макарова Лариса Владимировна, воспитатель
Биккиняева Нурия Калимулловна, воспитатель

МБУ детский сад № 27 «Лесовичок» г.о. Тольятти

Цель:  повышение психолого – педагогической грамотности педагогов и родителей при взаимодействии с детьми дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Материал:  Буклет: «Игра – сказка «Разноцветная карусель» на снятие психоэмоционального напряжения»;  атрибуты к игре: 6 котят - синего, жёлтого, красного, зелёного, черного и белого цвета,   солнышко, тучка, смайлики – настроения, 4 домика  из цветного картона с одной стороны тёмного, с другой  светлого оттенка одного цвета - синий, жёлтый, зелёный, красный; слова текста игры на каждого участника.

Актуальность:                                                                                                                             Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными. Так в раннем детстве малыши живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.                                            С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.  Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно, объединив усилия педагогов-психологов, родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.                                                                         Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.  А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, тревожными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.                                                                                                                                                              Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

В пособие «Разноцветная карусель» представлены две сказки:                                             

Они уникальны тем, что помогут детям овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; развивать воображение, внимание, память, восприятие; развивать связную речь; тренировать невербальные средства общения; прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом. 

Психологический комфорт  – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, он весел и здоров. Тема нашего мастер-класса «Психоэмоциональное здоровье и благополучие детей». В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно. Представлем Вашему вниманию пособие «Разноцветная карусель», которое включает две сказки:                                             

Цель игр: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.

Задачи:

 Расширять представления об эмоциях, их названиях и описании.

● Формировать умение передавать свое и чужое эмоциональное состояние через называние, понимание и описание.

● Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.

● Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

● Научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

● Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;                                                       ● Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти.

● Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.

 Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

● Развивать творческое воображение и фантазию.

● Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.                                       ● Воспитывать дружеские отношения.

 

2. Практическая часть.

Сегодня на мастер-классе предлагаем Вам проиграть эти сказки вместо детей. Нам необходимо выбрать 6 участников игры.

Желающие выходят и выбирают разноцветных котят, и выполняют действия  по тексту, обращаясь друг к другу, играя роль выбранного котенка.

 

Ведущий.

Бывают чувства у людей,                                                                                                                              У рыбок, птичек и зверей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто удивлен?

А кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

Черный и белый котенок поочередно подходят к домикам разноцветных котят.

 

Ведущий – сказочница рассказывает придуманную сказку «Как котята подружились с Грустинкой и Веселинкой» и что в результате произошло:

Как котята подружились с Грустинкой

Сказочница:                                                                                                                                                          Жила - была Грустинка, она была на всех сердитая, потому что у нее было плохое настроение. Не нравилось ей, что все смеются и радуются когда ей грустно. Она любила когда на небе сердитые тучки, пасмурно (достаются соответствующие атрибуты),

Участник - чёрный котёнок                                                                                                          Я маленький, чёрненький, грустный котёнок                                                                                          Сердитый, печальный, несчастный с пелёнок.                                                                                Где я только появлюсь, там сразу наступает грусть.                                                                          Темнеет небо, солнышко, травинки                                                                                                                  За это все зовут меня  - Грустинка.

Сказочница:                                                                                                                                  Пошла Грустинка, чтобы передать свое плохое настроение, к разноцветным котятам. Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка:

Участник - синий котёнок                                                                                                                        Я весёлый и счастливый,                                                                                                                  Я по цвету синий – синий!                                                                                                               Я танцую и пою!                                                                                                                                    Всех на свете я люблю.

Участник – чёрный котёнок
Давай с тобой дружить синий котенок. Котенок согласился, но вдруг ему стало грустно, решил он пойти в домик, а его домик из синего превратился в темно синий грустный и сердитый.
(Домик поворачивается с синего на темно синий, котенок печалится, меняется смайлик на мордочке котенка на грустного)

Участник – жёлтый котёнок                                                                                                    Котёнок чёрный не грусти…                                                                                                              Ко мне в гости заходи,                                                                                                         Поиграем мы немножко  (два котёнка играют)                                                                                     Что случилось!?   Как же так?                                                                                                        В моём доме кавардак…                                                                                                           (Котёнок загрустил, заплакал, меняется смайлик на мордочке и домик с жёлтого на тёмно - жёлтый)

Сказочница:                                                                                                                                            И к какому бы домику не подходил чёрный котёнок, настроение у всех портилось, все грустили, печалились и плакали.                                                        
(Зеленый на темно- зеленый, красный на тёмно- красный)                                                              

 

Как котята подружились с Веселинкой

Сказочница:
Жила -была Веселинка, у нее было очень хорошее настроение она, смеялась радовалась и поэтому на небе светило солнышко, летали и чирикали птички (достаются соответствующие атрибуты ), и у всех было очень хорошее настроение (какую песенку можно спеть?-веселую). Решила Веселинка пойти погулять, чтобы передать свое хорошее настроение.                                                                                                                                          

Ребёнок белый котёнок:                                                                                                                 Я озорной, смешной котёнок белый                                                                                             Весёлый, добрый, я мурлыка – СМЕЛЫЙ.                                                                                                        Я не грущу, не лью я зря слезинки.                                                                                              Зовут меня ребята – ВЕСЕЛИНКА.

Сказочница: Шла она, шла, и пришла к домику синего котенка.

Веселинка. Давай с тобой дружить синий котенок, я хочу тебе передать хорошее настроение.                                                                                        

Сказочница:                                                                                                                                                               И к какому бы домику не подходил белый котёнок, все радовались.                                                                                                                                                                                (разворачиваем домик с синего на голубой, котенок улыбается, меняется смайлик на мордочке котенка с грустного, на веселого, соответственно: красный на розовый, темно-желтый  на светло-желтый, темно-зеленый на светло-зеленый)

Белый котёнок:                                                                                                                               Вы котята не грустите  
Ко мне скорее подойдите                                                                                                                 Вас за лапку я возьму,                                                                                                                              обниму, развеселю!                                                                                                                                         

Все котята:                                                                                                                          Дружно за руки возьмёмся,                                                                                                                          Улыбнёмся, повернёмся,                                                                                                                   Из сказки в садик мы вернёмся.

Ведущий. Проигрывание сказок  стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у детей позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.           

Мастер-класс подошел к завершению.
Желаем творческих успехов.                                                                                                                              Спасибо за внимание.

Библиография:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2005.

2.Коломинский Я.Л. Психическое развитие дошкольников. - Мн., 2001.

3.Валитова И.Е. Психологические особенности сознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. - М., 1990.

4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2001

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - М., 1966

6. Коломнский Я.Л., Панько Е.А. Психология шестилетнего возраста. - Мн., 1999

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М., 2000

8. Никфоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002