Пальчиковый театр, как эффективное средство развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в контексте ФГОС ДО

Пальчиковый театрПальчиковый театр, как эффективное средство
развития детей старшего дошкольного возраста
с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
в контексте ФГОС ДО 
 

Авторы-составители:
Биккиняева  Нурия Калимулловна, воспитатель

Макарова  Лариса  Владимировна, воспитатель
Мурашкина Татьяна Александровна, воспитатель

Основной характеристикой детей с нарушением функции ОДА  являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. У детей с нарушением функций ОДА недостаточно развита пространственная ориентация. Основными особенностями познавательной сферы детей являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности, недостаточно владеют  навыками самообслуживания.    

Основная   деятельность  детей   дошкольного возраста - это игра. В игре сложное становится доступным. Пальчиковые игры и развлечения - это не только увлекательные и эмоциональные занятия с дошкольниками, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики, а параллельно с этим действия пальчиками способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности. Учёными  доказано, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Пальчиковые игры  повышают умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застёгивание и расстегивание между общей двигательной системой человека  и  его  речевой функцией существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между  конкретными  движениями рук и речевым  центром мозга.  Главная суть речи – развитие у малыша  функции общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум.                                              

Тренинги мелкой моторики  координируют  органы  речи, способствуют  расширению  словарного  диапазона   детей, формированию у них правильного произношения, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение,  поскольку  дети занимаются пальчиковыми играми с удовольствием. Сопровождая пальчиковые действия прибаутками и потешками, ребёнок тренирует собственную память, непроизвольно запоминает стихотворные  тексты, приобретая театрализованные навыки. Произнося текст от имени героев, ребёнок обогащает речь разными интонациями, она делается более выразительной. Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей  улучшается внимание, память, слух, зрение.

Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие, сочетание этих двух свойств – золотое правило всех развивающих упражнений. Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Актуальность представленного нами материала заключается в том, что пальчиковый театр имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать в разных видах деятельности с детьми с нарушением функций ОДА.

Цель: Формирование саморегуляции у детей с ОВЗ средствами пальчикового театра «Сказочные фантазии» для успешной социализации среди сверстников с нормативным развитием.

Задачи:

- развитие тактильных ощущений;

- развитие логического мышления и зрительного восприятия;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие речи;

- закрепление и расширение пространственных представлений у детей с нарушением функций ОДА.ы представляем вивающих упражнений. сочетание этих двух свойств - золотое ательного

Разработанный нами материал представляет собой: сделанный своими руками (связанный) материал: домик (30*25), куклы, атрибуты. Также прилагается описание сказок, потешек и прибауток по возрастам. В описании использования пальчикового театра представлены игры для детей младшего дошкольного возраста с нарушением функций ОДА на развитие тактильных ощущений, на развитие логического мышления и зрительного восприятия, на развитие мелкой моторики пальцев рук, на развитие речи, на закрепление и расширение пространственных представлений. Представленный нами материал, это огромный спектр различных видов творчества, в которых ребенок может сам участвовать, видеть продукт своего труда, демонстрировать его сверстникам и взрослым. Это полезное обучение через интересную игру. Рекомендуем использовать технологии «пальчикового театра» в своей работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, а также для домашних условиях.