Сенсомоторное развитие дошкольников

наш любимый детский садОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
МБУ ДЕТСКОГО САДА № 27 «ЛЕСОВИЧОК» Г.О. ТОЛЬЯТТИ

 «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СЕНСОРНОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ,
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Авторы:
заместитель заведующего по ВМР Куклова Н.Б.,                                                                                              старший воспитатель Меркулова Н.Г.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Итак, мы пришли к выводу,  что  сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Исходя из выше сказанного, в контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.

Целью создания развивающей предметно - пространственной среды под девизом «Сенсомоторика вокруг нас» является развитие всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно - образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий для реализации речевого, психического развития детей, а так же эмоционально - положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

  1. в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
  2. участия в художественных видах деятельности;
  3. в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
  4. в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

  1. рисование пальцами, кистью,  кусочком ваты и т.д.;
  2. лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
  3. игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
  4. застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
  5. всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
  6. вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), макраме, конструирование из бумаги;
  7. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды
в каждой группе направлено на:

  Сенсомоторное содержание, направленное на развитие восприятия должно включать в себя:

Оборудованием, направленным на сенсомоторное развитие, пронизано все пространство дошкольной образовательной организации, группа, физкультурный или музыкальный зал, бассейн или прогулочный участок, кабинеты учителя – логопеда и педагога – психолога.  В течение дня, во всех режимных моментах, в специально организованной образовательной, самостоятельной или совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми незримо проходит процесс сенсомоторного развития.    Это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Это разнообразные застежки, шнуровки, дидактические игры, «открывалки - закрывалки», развивающие игры, сухой бассейн, различное оборудование для развития мелкой моторики – все это лучший материал для увлекательного сенсомоторного развития ребёнка, которое помогает малышу усвоить разнообразные понятия.   В самый нужный и подходящий для этого момент нам на помощь могут прийти обычные народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении сенсорных эталонов. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов. К примеру, с детства всем известная сказка «Три медведя», с её помощью можно уточнить знания о размере, соотнести рост медведей с предметами мебели, посудой.

К примеру, обычная логика может превратиться в сенсорную, в тот момент, когда мы обучаем ребенка самым простым  логическим операциям. Или геометрия для малышей. Изучение геометрических фигур можно превратить в веселую игру. Через игровые упражнения можно научить ребенка находить одинаковые предметы, запоминать названия геометрических фигур, их цвет, тренировать мелкую моторику.

Заниматься сенсорным развитием можно и во время прогулки. Самое простое, это находить на площади спортивной площадки или прогулочного участка предметы определенного цвета или формы. Во время прогулки удобно знакомить с понятиями «толстый – тонкий», «высокий - низкий» сравнивая толщину и высоту деревьев на участке. Можно сравнивать ширину проезжей части и тротуара, длину скамеек и т.д. Постепенно через игру, ребенок усвоит все эти понятия.

Сенсорное развитие может проходить и во время спортивных или подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если у ребенка задействуется крупная и мелкая моторика. Например, спрячьте в пространстве спортивного или музыкального зала, групповой комнаты игрушку и пусть ребенок попробуйте ее отыскать, выполняя словесные инструкции: иди направо, возьми  красный мяч и т.д.

В процессе конструктивной деятельности у детей так же   формируются обобщенные представления. Создавая постройку, ребенок легко запоминает названия геометрических фигур. А эксперименты со строительным набором открывают свойства тех или иных деталей конструктора.

Только благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе, когда осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников, мы можем достичь определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты:

И только целенаправленное стимулирование детей к активному познанию и получению ими максимальной информации из окружающего мира позволит достичь этих образовательных результатов.