Развиваемся, играя

дети играютКонсультация для педагогов и родителей
«Развиваемся, играя!»

Составитель: воспитатель Андриянова Ольга Григорьевна


Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка.  Психологической основой игры является господство чувств  и свобода их выражения. Если ребенку предложить представить себя тонкой березой, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается, от ласкового ветерка ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем, если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнить движения более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность, улавливать чужое эмоциональное состояние. Участвуя в подвижных играх, дети очень бурно переживают все события игры. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка апатии, сострадания, общительности, доброты.

Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями. Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка, особенно имеющего физические недостатки. У детей с патологией опорно – двигательного аппарата из – за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. Ребенку нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях.

Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится (так, например, детям с нарушением опорно – двигательного аппарата нельзя делать резкие, сотрясающие тело прыжки, кувырки, т. к. подобные упражнения могут усугубить диагноз). Величина нагрузки должна быть доступной. При этом важна организация п\и, соблюдение правил и ограничений, суть которых сводится к тому, чтобы не навредить здоровью ребенка. П\и с тонизирующей нагрузкой оказывают оздоравливающе действие на все функции организма. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности. П\и  имеют широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка , что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Целенаправленно подобранные п\и развивают у детей мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звук проговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Кроме того игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.

Двигательная активность в виде специально подобранных п\и могут существенно изменить психологический статус ребенка.

Игра является тем инструментом, который позволяет взрослому раскрыть способности детей, развивать духовный мир ребят, направляя их инициативу и творческую активность в нужное русло.

Литература: «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии» под ред. Шапковой. 2002 год.