Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством экспериментирования

Составила: Калюга Наталья Анатольевна, воспитатель

 «Познавательное развитие детей старшего  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством экспериментирования (поисково – познавательная деятельность)»

Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации
имеет поисково – познавательная деятельность. В современном образовании четко намечается тенденция к повышению теоретического уровня знаний как основы для развития творческих способностей и самостоятельности личности. В связи с этим возрастает необходимость обучения детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – экспериментированию, как методу познания окружающей действительности. Эксперимент – это один из методов наблюдения организованный воспитателем в специально создаваемых и контролируемых условиях в ходе которого дети активно воспринимают объекты и явления природы. Целью экспериментирования  может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных  явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать и сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе  эксперимента обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Эксперимент необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как  эксперимент требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремиться к активной деятельности.

Проблема:
Дети старшего дошкольного возраста не проявляют желание самостоятельно принимать участие в экспериментировании, не сформировано умение делать выводы, аргументировать их, не умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Цель:

Обучать детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ процессу экспериментирования.

Задачи:

Объект исследования:

Дети старшего дошкольного возраста

Участники:

Срок проекта:

Долгосрочный (учебный год)

Этапы проектной деятельности:

Подготовительный этап (моделирование ситуации, выявление проблемы)

- вызвать у детей интерес и желание принять участие в эксперименте;

- создать оптимальные условия для проведения экспериментов.

Основной этап (организационно – педагогический, практический)

- формировать умение вместе со взрослыми формулировать цель эксперимента;

- выделять существенные признаки и связи

Заключительный этап (подведение итогов)

- формировать умение детей оценивать результаты своей деятельности

Ожидаемый результат проекта:

Перспективы развития проблемы:

Система работы воспитателя по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе экспериментирования состоит из блока практических занятий. Как компонент, эксперимент включается и в другие формы работы: ОД, экскурсии, прогулки, акции. Наиболее эффективным вариантом для проведения экспериментов является прогулка. Мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку экспериментов. Во – первых, картотека удобна при планировании воспитательно – образовательного процесса, во – вторых, сохраняются основные  требования к проведению экспериментов. Результаты наблюдений – экспериментирований находят отражение в детских рисунках, аппликациях, поделках. Таким образом экспериментирование – исследовательский кладезь по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.