Составила: Калюга Наталья Анатольевна, воспитатель
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством экспериментирования (поисково – познавательная деятельность)»
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации
имеет поисково – познавательная деятельность. В современном образовании четко намечается тенденция к повышению теоретического уровня знаний как основы для развития творческих способностей и самостоятельности личности. В связи с этим возрастает необходимость обучения детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья – экспериментированию, как методу познания окружающей действительности. Эксперимент – это один из методов наблюдения организованный воспитателем в специально создаваемых и контролируемых условиях в ходе которого дети активно воспринимают объекты и явления природы. Целью экспериментирования может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать и сравнить объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе эксперимента обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Эксперимент необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как эксперимент требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремиться к активной деятельности.
Проблема:
Дети старшего дошкольного возраста не проявляют желание самостоятельно принимать участие в экспериментировании, не сформировано умение делать выводы, аргументировать их, не умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Цель:
Обучать детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ процессу экспериментирования.
Задачи:
Объект исследования:
Дети старшего дошкольного возраста
Участники:
Срок проекта:
Долгосрочный (учебный год)
Этапы проектной деятельности:
Подготовительный этап (моделирование ситуации, выявление проблемы)
- вызвать у детей интерес и желание принять участие в эксперименте;
- создать оптимальные условия для проведения экспериментов.
Основной этап (организационно – педагогический, практический)
- формировать умение вместе со взрослыми формулировать цель эксперимента;
- выделять существенные признаки и связи
Заключительный этап (подведение итогов)
- формировать умение детей оценивать результаты своей деятельности
Ожидаемый результат проекта:
Перспективы развития проблемы:
Система работы воспитателя по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе экспериментирования состоит из блока практических занятий. Как компонент, эксперимент включается и в другие формы работы: ОД, экскурсии, прогулки, акции. Наиболее эффективным вариантом для проведения экспериментов является прогулка. Мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку экспериментов. Во – первых, картотека удобна при планировании воспитательно – образовательного процесса, во – вторых, сохраняются основные требования к проведению экспериментов. Результаты наблюдений – экспериментирований находят отражение в детских рисунках, аппликациях, поделках. Таким образом экспериментирование – исследовательский кладезь по формированию познавательной деятельности и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.