Фольклор как средство приобщения детей к искусству

Фольклор – как средство приобщения детей дошкольного возраста

к миру искусства воспитания любви к родному краю.

составила - воспитатель Романова Светлана Витальевна

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития

ребёнка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – прививать детям навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать в них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать  критическое мышление, целенаправленность.

Развитие личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. 

 Показать детям красоту русского языка через народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах, поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей – вот одна из задач в работе педагогов. Через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение прививается любовь детей к родной природе, к растительному и животному миру. Дети учатся видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать её, соприкасаться с ней. А через посредство простых попевок  детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок  дети готовятся к исполнению более сложного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен. И уже как вершина творческих достижений – это участие детей в постановке театрализованных представлений и праздников. Именно там  дошкольники смогут применять свои музыкальные способности: умения, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

В такой  целенаправленной работе  ставятся следующие цели:

возрождение народных обычаев и традиций;

воспитание у детей любви к Родине, к семье, к старшим людям;

развитие песенно-танцевальных и игровых способностей дошкольников.

Наиболее доступное средство знакомства с народным творчеством – песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизни ребёнка.

Надо сказать, что русская песня сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласной на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смену ритма и темпа, изменение ладотональности: часто песня начинается в миноре, а заканчивается в параллельном мажоре, и наоборот.

Русские песни отличаются широким диапазоном .Работая с детьми над песней необходимо всегда учитывать её характерные особенности, делать обширный анализ каждой вокально-хоровой партии, продумывать приёмы чистого интонирования, чётко разграничивать дыхание по фразам.  Песни –упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении.

Главная задача пения – чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона, формирование навыков               

«акапелла» в пении маленьких несложных песен. Исполнение песен без музыки способствует развитию у детей более устойчивого ладотонального слуха, устойчивого навыка правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям открывается занимательный мир народного творчества.

При знакомстве детей с народной пляской ставится задача познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, то плавными, то задорными, исполняются резче, сильнее, то мягче, слабее-нужно предложить детям самим исполнить один и тот же танцевальный  элемент в сопровождении разных мелодий. Особое внимание уделяется такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребёнок может показать свою изобретательность и индивидуальность. Учитывая, что перепляс – это импровизация, которая не требует особой подготовки, детям предлагается использовать те движения, которые они уже знают. Такая форма пляски помогает развивать самостоятельную танцевально-игровую деятельность детей, способствует проявлению творческих поисков. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности – чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма её анализа. Оркестр позволяет активно включать детей в музыкальную деятельность. У ребёнка создаётся впечатление, что он участвует в создании прекрасной музыки. Наряду с решением задач эстетического воспитания этот вид музыкальной деятельности способствует воспитанию чувства коллективизма. Участие в оркестре оказывает влияние на всестороннее развитие детей, на развитие их творческой инициативы.

В результате такой работы увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала позволяет с успехом решать поставленные задачи.