3 встреча. Управление своими эмоциями

Психологическая гостиная3 встреча. «Управление своими эмоциями»

Уважаемые родители, тема 3-ей встречи в гостиной «Управление своими эмоциями».

Понимание эмоций ещё не даёт нужного результата. Это только первый шажок к формированию успешной личности. Управление ими даёт возможность направлять энергию в нужное русло, заменять нежелательные в данной ситуации эмоциональные состояния более рациональными и продуктивными. Контролировать эмоции вовсе не означает их подавлять. Чем сильнее человек заглушает и сдерживает свои эмоции, тем более непредсказуемым будет результат. Накопившиеся чувства способны вырваться наружу и спровоцировать неврозы, другие болезни, а также синдром выгорания.

Способы развития способности управления своими эмоциями

1.      Устранять ошибки восприятия

Общение между людьми определяется теми представлениями друг о друге, которые складываются в их восприятии. Восприятие - не просто формирование образа на основе оценки внешнего вида и поведения партнера по общению, но и понимание смысла того, о чем он говорит. При этом понимание во многом зависит от целей, мотивов, установок друг друга и от взаимного принятия партнерами этих целей. Сложность процесса восприятия и общения заключается в том, что способность человека к обработке информации ограничена. На нее влияет масса факторов:

- недостаток информации (у обоих или одного собеседника)

- личностные особенности отбора информации

- включающиеся эмоции

- ошибочные умственные заключения, выводы

Большое значение для взаимного понимания имеет открытость, т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими.

Говорить открыто, следуя общей цели и не предъявляя друг другу обидных претензий, рекомендуется по такой схеме: 

Упражнение «Скульптура эмоций».

Возьмите кусок глины или пластилина. Разомните  и вылепите из него своё чувство. С которым хотели бы поработать. Теперь, когда скульптура перед вами, вообразите, что чувство, которое вы вылепили, заговорило и сообщает, зачем оно вас посетило. Так как каждое чувство несёт в себе какое-то полезное сообщение, с благодарностью выслушайте его и дайте достойный ответ, попросите не причинять себе никаких неприятностей.

Например, скульптура страха может сказать вам:

- Я посещаю тебя, чтобы оберегать от опасностей. Будь осторожен!

Вы можете ответить ей:

- Спасибо за предупреждение. Я буду действовать осмотрительно. Побудь со мной, пока я не сориентируюсь в незнакомой обстановке, но не сковывай, иначе я вообще ничего не смогу сделать!

Поговорив со скульптурой, поразмышляйте: на какое чувство вы хотели бы поменять вылепленную эмоцию. Размягчите глину, пластилин и вылепите из неё новую – позитивную скульптуру.

Задайте себе вопрос:

- Нравиться ли вам новое чувство?

- Что нужно изменить в себе, чтобы новое чувство вас чаще посещало?

2.      Выбор состояния (мы можем выбирать эмоцию!)

Исследования доказали, что оптимизм, как и пессимизм – это привычки думать, и то и другое можно развить.

5 видов реакции на фрустрацию (теория Розенцвейга)

3.      Диссоциироваться, выходить в третью позицию восприятия

Предлагаю выполнить технику «Трёхпозиционное описание».

Вспомните какую-то трудноразрешимую или конфликтную ситуацию. 

Мысленно войдите в первую позицию - позицию Я.

Восприятие и оценка события со своей собственной точки зрения, основанная на Вашей системе ценностей. Внешний мир Вашими глазами. Это ассоциация с самим собой.

Когда Вы говорите о себе, пользуясь местоимениями первого лица: «Я вижу, я слышу, я чувствую».

Вторая позиция восприятия - Я в позиции «Другого», взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.

Восприятие и оценка события с точки зрения другого человека, основанная на его системе ценностей. Внешний мир чужими глазами. Это ассоциация с другим человеком (объектом).

Когда Вы ассоциируетесь с кем-то и реагируете на то, как Вы выглядите, пользуясь местоимениями второго лица: «Ты выглядишь, ты чувствуешь, ты слышишь».

Третья позиция восприятия - это взгляд на себя и ситуацию со стороны, позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».

Восприятие и оценка события с точки зрения нейтрального/независимого/объективного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и ценностей первой и второй позиции. Это не просто диссоциация от события, а возможность выйти за границы 1-й и 2-й позиции на более обширное пространство. Из 3-ей позиции мы смотрим на себя как на элемент системы, что позволяет нам уделять максимум внимания взаимоотношениям (связям), которые сложились в этой системе.

Техники регуляции эмоционального состояния:

Арт-терапевтическая техника «Эмоции и чувства»

Материалы: листы белой бумаги разного формата. Простые карандаши, акварель и гуашь, пиалы с водой.

Простым карандашом с помощью линий на листе бумаги любого формата обозначьте контуры образа, отражающего ваше состояние (эмоции, чувства, переживания) в данный момент, затем сомните лист бумаги с контурами рисунка, опустите его в воду, расправьте и только потом добавьте цвет, «проявите», «раскрасьте» нарисованный простым карандашом образ.

Предлагаю поиграть с детьми

Упражнение «Градусник настроения»

Спросите у ребёнка, знает ли он, что настроение можно измерить? Для этого существует специальный градусник. С его помощью можно узнать самому и показать другим, как ты себя чувствуешь. Ноль означает, что твоё настроение на нуле, +5 – что сейчас лучше посидеть спокойно, а когда градус настроения + 10, тебя не удержать: ты двигаешься, веселишься, с радостью учишься чему-то новому. Отметь на картинке уровень своего настроения в данный момент. Представь, что он поднимается, а потом опускается. Понаблюдай, как меняются при этом твои ощущения. Ну вот, теперь ты знаешь, как поднять себе настроение, если хочется повеселиться, и как успокоиться, чтобы заняться серьёзным делом.

Упражнение «Пока, шарики!»

Скажите ребёнку, что иногда мы грустим или злимся, иногда обижаемся или расстраиваемся, и это нормально. Но что делать, если в данный момент ты не хочешь испытывать какую-либо эмоцию? Ты можешь её отпустить, словно гелиевый воздушный шарик. Попробуй прямо сейчас! Напиши или нарисуй в шариках эмоции и переживания, которые тебе мешают. А затем представь, как они улетают высоко-высоко небо. Шарики превращаются в маленькие точки, которые уже не разглядеть, и исчезают.

Шарики Градусник Структура

На следующей встрече поговорим о том, как управлять эмоциями других людей, управлять отношениями!

 

С уважением, педагог-психолог Ромашихина Галина Викторовна