Встреча 1. «Осознание собственных эмоций»
Уважаемые родители!
Приглашаю Вас посетить психологическую гостиную «Эмоциональный интеллект. Осознавай. Управляй»! В ней вы узнаете, что такое эмоциональный интеллект, познакомитесь с компонентами эмоционального интеллекта, а также узнаете, зачем и как его развивать!
Эмоциональный интеллект – это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации.
Компоненты эмоционального интеллекта:
- осознание своих эмоций;
- осознание чувств других людей;
- управление своими эмоциями;
- управление эмоциями других людей.
Эффективность в жизни и профессии
15% - твёрдые навыки
85% - мягкие навыки, в том числе эмоциональная компетентность
Эмоциональный интеллект включен в перечень основных навыков будущего в большинстве стран мира.
От него зависит:
- степень мотивации человека к развитию;
- профессиональный выбор;
- способность интегрироваться в коллектив и умение работать в команде.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе, познании;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
Базовые эмоции – эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.
10 базовых эмоций по К. Изарду:
- Интерес (возбуждение).
- Радость (счастье).
- Удивление.
- Горе (страдание).
- Гнев (ярость).
- Отвращение (омерзение).
- Презрение (пренебрежение).
- Страх.
- Стыд.
- Вина.
Сегодня мы остановимся на компоненте эмоционального интеллекта «Осознание собственных эмоций».
Именно с познания себя начинается понимание эмоций. Когда человек понимает, что чувствует, чего хочет в данный момент, он может выразить своё мнение и решить свою проблему. Понимание эмоций помогает определить цели в работе, в семье. Например, если ребёнок устал, он скажет об этом, и родителям будет проще понять его вялость. Нельзя игнорировать испытываемые чувства и возникшие эмоции. Они влияют на наше поведение и образ мыслей. Надо почаще задавать вопросы: что я чувствую, какие эмоции я испытываю утром или перед сном, почему у меня возникла та или иная эмоция в конкретной ситуации, расширять эмоциональный словарь (помочь вам в этом может «Колесо эмоций Р. Плутчика»).
Обращайте внимание на сигналы тела. Наше тело очень тесно связано с мышлением. Оно реагирует на разные эмоции.
Когда человек испытывает удовольствие, кровь начинает свободно циркулировать в мозге, а это способствует творческим процессам и помогает сосредоточиться.
Страх, злость, подавленность, разочарование, обида уменьшают скорость кровообращения, направляют кровь в группы мышц тела и замедляют обмен веществ.
Предлагаю эти техники делать вам самим:
- Закройте глаза, сосредоточьтесь на звуках. В обычных условиях мы концентрируемся на звуках в радиусе 1,5 метров вокруг. С закрытыми глазами вы начнёте отмечать звуки природы, города, будете прислушиваться к тому, что происходит вдалеке.
- Полезно вести дневник эмоций. У всех людей свой жизненный опыт, отсюда и реагируют люди на одно и то же событие по-разному. В дневнике описывайте возникшую ситуацию, какие эмоции вы испытали, что подумали и как отреагировали. Проанализируйте запись и подумайте, какая реакция в данном случае была бы оптимальной. Запишите её. При возникновении повторной ситуации вы уже будете знать, как лучше всего реагировать.
- Предлагаю поиграть с ребёнком (детьми):
- Упражнение «Карусель эмоций».
- Спросите у ребёнка «Знаешь ли ты, сколько на свете эмоций и чувств? Может быть, десять, пятьдесят или сто? На самом деле их около трёхсот! Представляешь, как много! Давай прокатимся на карусели эмоций и узнаем, для чего нужны некоторые из них. После этого попросите ребёнка назвать все эти эмоции и рассказать про них.
- Упражнение «Банки эмоций».
- Предложите ребёнку каждый вечер класть в одну баночку смайлик с эмоцией, которую он видел чаще всего в этот день, а в другую баночку – смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели посмотрите, каких эмоций больше.
- Упражнение «Эмодзи».
Расскажите ребёнку, что когда эмоции отображаются на лице, это называется мимикой. Спросите у ребёнка, может ли он, посмотрев на человека, отличить радость от удивления, а страх от интереса. Если нет, то предложите ему потренироваться! Отгадать, какой смайлик какую эмоцию изображает.
Выполняйте упражнения, играйте с детьми, делитесь впечатлениями, фотографиями в комментариях, мы прощаемся с вами до завтра! А завтра поиграем и поговорим об осознании чувств других людей!
С уважением, педагог-психолог Ромашихина Галина Викторовна