Конспект образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
старшая группа
Тема: «Наступила Осень»
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
создать условия для закрепления у детей знаний о времени года «Осень», признаках времени года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей по теме «Времена года - Осень»;
способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;
приобщать к восприятию поэтических произведений о природе;
способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Предварительная работа: беседа о времени года «Осень», поделки и рисунки детей с родителями на тему «Волшебная Осень», заучивание пословиц про осень.
Оборудование и материалы: Презентация «Грибы», «Животные»; музыка (осенний лес, голоса птиц); муляж автобуса, корзина с яблоками.
Ход:
Воспитатель: дети, вы хотите отправиться в путешествие. Как вы думаете, на чём мы можем путешествовать?
Дети: поезд, самолёт, автобус …
Воспитатель: сегодня я предлагаю путешествие на автобусе вы согласны?
Ответы детей:
Воспитатель:
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Дети: осень
Воспитатель: что такое осень?
Дети: время года.
Воспитатель: а как мы узнаем, что наступила осень?
Ответы детей:
Воспитатель: давайте с вами поиграем в игру
«Скажи наоборот»
Воспитатель: пасмурный день
Дети: солнечный день
Воспитатель: длинные ночи
Дети: короткие ночи
Воспитатель: холодная погода
Дети: тёплая погода
Воспитатель: ядовитые грибы
Дети: съедобные грибы
Воспитатель: кислые ягоды
Дети: сладкие ягоды.
Воспитатель: глубокие лужи
Дети: мелкие лужи
Воспитатель: Ранняя осень
Дети: поздняя осень
Воспитатель: грустное настроение
Дети: радостное
Воспитатель: ребята давайте расскажем пословицы которые мы знаем об осени
Дети: тёплая осень - к долгой зиме.
Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
В октябре ни на колёсах, ни на санях.
Плачет октябрь холодными слезами.
В ноябре зима с осенью борется.
Воспитатель: умницы!
Звучит музыкальная композиция звуки леса, птиц
Воспитатель: что мы слышим?
Дети: птицы поют
Воспитатель: ребята птицы и осень. Что же происходит?
Дети: птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: вокруг себя повернитесь в птиц превратись!
Физминутка:
Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Воспитатель: как вы думаете, где мы оказались?
Дети: в лесу.
Воспитатель: а что такое лес?
Дети: там растёт много деревьев
Воспитатель: а какие деревья растут в лесу?
Дети: (ель, берёза, сосна, клён, липа)
Воспитатель: а на березе, какие листья?
Дети: берёзовые
Воспитатель: а на рябине (Игра «Какой лист?»)
Воспитатель: что осенью происходит с деревьями?
Дети: листья становятся разноцветными и опадают
Воспитатель: Правильно ребята
Чтение стихотворения «Листопад»
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят.
Будто опять закружиться хотят.
Воспитатель: а что ещё растёт в лесу осенью?
Дети: грибы (рассматривание слайдов с изображение грибов)
Воспитатель: кого можно в лесу встретить?
Дети: животных (рассматривание слайдов с изображение животных)
Воспитатель: что делают животные осенью?
Дети: готовятся к зиме.
Воспитатель: а как готовятся к зиме?
Дети: запасаются на зиму, меняют шубки...
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Животные и детёныши».
Дети: Лиса- лисёнок…, заяц- зайчонок…, и т.д.
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель: ребята, как вы думаете, для чего нужна лопата людям осенью?
Ответы детей: для того, чтоб собирать урожай
Воспитатель: ребята сегодня мы много говорили про время года осень. Давайте глядя на эту картину составим рассказ «Золотая осень»
Дети: составляют рассказы.
Воспитатель: пора возвращаться нам в детский сад (садятся в муляж автобуса). Вот мы снова в детском саду.
Воспитатель: у нас сегодня было путешествие в дивную страну «Осень». Что больше всего вам понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы! А что за корзинка у нас тут. Чудо ещё не закончилась? Это яблоки, осенние дары природы.