"Применение символов и схем в развитии речи дошкольников"
составитель:воспитатель Небогатых Наталья Ивановна.
«Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Овладение родным языком как средством и способом общения познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине, пересказ литературных произведений.
При проведении образовательной деятельности по формированию связной речи рекомендуется учитывать следующие методические принципы:
1. Постепенное усложнение речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3словных к 4-х словным, от фраз к рассказу).
2. Постоянная активизация детей (особенно из слабой подгруппы, но только на уровне фразовых ответов).
3. Исключение, особенно в младших группах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.
I. Проблемой развития речи, исследованием психологических особенностей развития речи детей, занимались в разное время ученые Выготский Л. С., Лурия А. Р., Гальперин П. Я., Запорожец А. В. и другие.
Они отмечают, что одним из факторов, способствующих развитию речи детей, является наглядность.
В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выготский.
Жукова О. В. отмечает, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Автор выделяет, что в ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
· геометрические фигуры;
· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
· планы и условные обозначения, используемые в них;
· контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает эту задачу для детей. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Схемы можно использовать и при составлении сравнительных рассказов, придумывании загадок о предметах, пересказе литературных произведений, заучивании стихов, а также в таком важном и нужном разделе работы, как обучение детей самой постановке вопросов.
Т. А. Ткаченко обеспечила системный подход к решению проблемы развития речи. Ею были проанализированы все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. д.). Затем были отобраны те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных факторов, и расположили виды рассказывания в логическом порядке.
Ткаченко Т.А. разработаны опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, посуда, овощи и фрукты, одежда, времена года, профессии людей, животные, птицы.
Схема представляет собой лист, разделенный на четыре - восемь квадратов (по количеству характерных признаков предметов, объектов или времен года, о которых будет составляться рассказ).
Схемы для составления описательных рассказов о предметах используются в следующей последовательности:
1. Ребенок называет предмет.
2. Определяет его цвет (нарисованные пятна красного, желтого, синего и зеленого цветов не должны иметь четкие формы, узнаваемой детьми).
2. Определяет форму, изображенные геометрические фигуры не должны быть раскрашены, чтобы внимание детей концентрировалось исключительно на форме описываемого объекта.
3. Определяет величину (нарисованные мячи символизируют не только объем рассматриваемой игрушки, но и высоту).
4. Называет материал, из которого он изготовлен материал (наклеиваются прямоугольные кусочки фольги, пластмассы, пленки «под дерево»).
5. Определяет части, называет детали.
6. Рассказывает о том, какие действия производятся с этим предметом.
Данный дидактический материал рекомендуется к применению воспитателями дошкольных групп.
Схемы для составления описательных рассказов рекомендуется использовать при работе с детьми 4-5 лет, так как у младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить что-либо. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Поэтому использование данных схем значительно облегчают процесс составления связных рассказов, а в дальнейшем помогают им при заучивании стихов, пересказе литературных произведений.
Хотелось бы предостеречь воспитателей от использования данных схем в работе с детьми подготовительных группах, так как в этом возрасте начинает формироваться произвольная память, при этом отпадает необходимость использования схем для составления описательных рассказов, но их можно использовать при пересказе литературных произведений, составлении творческих рассказов и заучивании стихов.
Данные схемы помогают ребенку определить главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
Предлагаем составить опорные схемы для описания мебели, транспорта и бытовой техники и составить по ним описательный рассказ.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана (см. рубрику «История мнемотехники»).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Наша задача - научить детей управлять своим вниманием, стимулировать интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в игровую деятельность с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Практическая часть.
Предлагаем составить мнемотаблицы для заучивания стихов.
Использование знаковой символики при пересказе литературных произведений.
План организации образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
2. Чтение текста (без установки на пересказ)
3. Разбор текста в вопросно-ответной форме.
4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ)
5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядность, в данном случае знаковая символика)
6. Упражнение на закрепление языкового материала.
7. Анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему. Необходимо чтобы в тексте присутствовал повтор, сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности. На последующих занятиях иллюстративное панно заменить моделирование сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогают детям учиться составлять план рассказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.