Прием в детский сад
* Правила приема на обучение
* Регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Изменения в регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Правила приема на обучение в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
* График работы по приему родителей для письменного подтверждения своего согласия с предоставленным местом в детском саду
* Информацию о зачисленных детях в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
Безопасность
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Сенсомоторное развитие дошкольников
- Категория: Консультации
- Обновлено 25.08.2015 12:19
- Создано 25.08.2015 12:19
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 81034
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
МБУ ДЕТСКОГО САДА № 27 «ЛЕСОВИЧОК» Г.О. ТОЛЬЯТТИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СЕНСОРНОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ,
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Авторы:
заместитель заведующего по ВМР Куклова Н.Б., старший воспитатель Меркулова Н.Г.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Исходя из выше сказанного, в контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.
Целью создания развивающей предметно - пространственной среды под девизом «Сенсомоторика вокруг нас» является развитие всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно - образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий для реализации речевого, психического развития детей, а так же эмоционально - положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:
- зрительное восприятие;
- тактильно - двигательное восприятие;
- слуховое восприятие;
- восприятие пространственно - временных отношений;
- восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.
Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
- в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
- участия в художественных видах деятельности;
- в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
- в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:
- рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
- лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
- игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
- застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
- всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
- вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), макраме, конструирование из бумаги;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.
Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды
в каждой группе направлено на:
- стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
- развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
- создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
- активизацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Сенсомоторное содержание, направленное на развитие восприятия должно включать в себя:
- картинки – иллюзии;
- светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие интересные световые эффекты;
- переливающиеся капельки и т.д.
- кассеты и диски со звуками, приспособления, издающие интересные звуки.
- предметы для создания горячего и холодного (грелка, формочки для льда);
- кусочки меха, ткани, бумаги и другого материала с разной фактурой;
- выпуклые или разнофактурные буквы, цифры;
- естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.);
Оборудованием, направленным на сенсомоторное развитие, пронизано все пространство дошкольной образовательной организации, группа, физкультурный или музыкальный зал, бассейн или прогулочный участок, кабинеты учителя – логопеда и педагога – психолога. В течение дня, во всех режимных моментах, в специально организованной образовательной, самостоятельной или совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми незримо проходит процесс сенсомоторного развития. Это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Это разнообразные застежки, шнуровки, дидактические игры, «открывалки - закрывалки», развивающие игры, сухой бассейн, различное оборудование для развития мелкой моторики – все это лучший материал для увлекательного сенсомоторного развития ребёнка, которое помогает малышу усвоить разнообразные понятия. В самый нужный и подходящий для этого момент нам на помощь могут прийти обычные народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении сенсорных эталонов. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов. К примеру, с детства всем известная сказка «Три медведя», с её помощью можно уточнить знания о размере, соотнести рост медведей с предметами мебели, посудой.
К примеру, обычная логика может превратиться в сенсорную, в тот момент, когда мы обучаем ребенка самым простым логическим операциям. Или геометрия для малышей. Изучение геометрических фигур можно превратить в веселую игру. Через игровые упражнения можно научить ребенка находить одинаковые предметы, запоминать названия геометрических фигур, их цвет, тренировать мелкую моторику.
Заниматься сенсорным развитием можно и во время прогулки. Самое простое, это находить на площади спортивной площадки или прогулочного участка предметы определенного цвета или формы. Во время прогулки удобно знакомить с понятиями «толстый – тонкий», «высокий - низкий» сравнивая толщину и высоту деревьев на участке. Можно сравнивать ширину проезжей части и тротуара, длину скамеек и т.д. Постепенно через игру, ребенок усвоит все эти понятия.
Сенсорное развитие может проходить и во время спортивных или подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если у ребенка задействуется крупная и мелкая моторика. Например, спрячьте в пространстве спортивного или музыкального зала, групповой комнаты игрушку и пусть ребенок попробуйте ее отыскать, выполняя словесные инструкции: иди направо, возьми красный мяч и т.д.
В процессе конструктивной деятельности у детей так же формируются обобщенные представления. Создавая постройку, ребенок легко запоминает названия геометрических фигур. А эксперименты со строительным набором открывают свойства тех или иных деталей конструктора.
Только благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе, когда осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников, мы можем достичь определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты:
- зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тактильные ощущения, перцептивные действия;
- крупная и мелкая моторика, зрительно – моторная координация;
- умение созерцать предметы окружающего мира и явления природы, классифицировать предметы по общим признакам, направляя свое внимание на более тонкое различение их качеств;
- закреплены знания о хроматических и ахроматических цветах.
И только целенаправленное стимулирование детей к активному познанию и получению ими максимальной информации из окружающего мира позволит достичь этих образовательных результатов.
Актуально
Ревакцинация
Дом, где живет здоровье
Национальный проект "Образование"
Вклад в будущее
Методический салон
Стажировочная площадка
Педагогическая копилка. Вместе дома
Предшкольная пора
Федеральная инновационная площадка
Региональная опорная площадка
Управленческий проект
Городской сквозной проект
Городской проект
Городские конкурсы
Мастерская педагога
Урок на всю жизнь
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 "Лесовичок" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21.
Телефоны: 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39
Факс, бухгалтерия: 8(8482)31-65-23
e-mail: chgard27@edu.tgl.ru
Адрес официального сайта: http://chgard27.tgl.net.ru/
Адреса мест осуществления образовательной деятельности:
1 корпус. 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, 21, тел. 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39, факс. 8(8482)31-65-23;
2 корпус. 445019, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чапаева, 35а, тел. 8(8482)22-18-03, 8(8482)22-18-14,
факс. 8(8482)70-84-50.