Прием в детский сад
* Правила приема на обучение
* Регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Изменения в регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Правила приема на обучение в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
* График работы по приему родителей для письменного подтверждения своего согласия с предоставленным местом в детском саду
* Информацию о зачисленных детях в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
Безопасность
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Противодействие коррупции
Роль развивающей среды в развитии ребёнка
- Категория: Консультации
- Обновлено 16.08.2021 12:00
- Создано 17.04.2019 16:04
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 20744
Консультация для педагогов
«Роль развивающей предметно – пространственной среды
в психоэмоциональном развитии ребенка»
составила: воспитатель Восконян Седа Рубиковна
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим и психоэмоциональным параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.
Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.
Развивающая предметно-пространственная среда, которую мы организовали в учреждении, соответствует возрастным особенностям детей, содержательно-насыщенная, доступная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, безопасная и самое главное - пронизана ощущениями психологического комфорта. Условия обеспечивают эмоциональное благополучие во-первых, через доверительное общение педагога с каждым ребенком, уважительное к нему отношение, к его чувствам и потребностям, во-вторых, через взаимодействие самого ребенка с эмоционально обогащенным предметно - пространственным окружением.
В начале учебного года в Учреждении проводился мониторинг оценки насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Мониторинг показал, что развивающая предметно – пространственная среда в образовательном учреждении соответствует требованиям ФГОС ДО. Мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холла и раздевальных комнат групп. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда Учреждения, начинается с оформления холла и раздевалки. В каждой раздевальной комнате и холле Учреждения оформлены уголки: « Я родитель!»; «Музыкальный сундучок»; «У нас в детском саду»; «Методический вестник»; «Правила дорожного движения»; «Психолог советует»; «Логопед советует»; «Творчество наших детей», а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей.
В каждой группе создана развивающая предметно-пространственная среда под девизом «Комфорт вокруг и во мне», ее психоэмоциональное насыщение направлено на:
- стимуляцию эмоциональных ощущений;
- развитие психологической активности;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
- создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
- активизацию психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Содержание, направленное на развитие психоэмоционального благополучия - это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Разнообразные фотографии, иллюстрации и картинки, дидактические, развивающие игры и игровые упражнения, авторские игровые пособия - все это лучший материал для психоэмоционального развития ребёнка, который помогает малышу усвоить разнообразные понятия. В самый нужный и подходящий момент для создания психоэмоционального благополучия нам на помощь приходят народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении норм общения людей между собой. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка психологических и эмоциональных понятий, формированию представлений о доброжелательном отношении к окружающему миру. К примеру, с помощью известных всем с детства сказок «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка», «Маша и медведь» и т.д. можно уточнять знания о добре и зле, о том, как необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. А средствами игровых упражнений мы сформируем у ребенка умение различать эмоции, способность увидеть эмоциональное состояние друг друга, создавать условия для психоэмоционального благополучия.
Психоэмоциональное здоровье и развитие, а значит, и благополучие предполагают обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы психических процессов посредством каждого центра или уголка группового пространства.
1. Личностно-ориентированный педагогический процесс является основным условием, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя психологически и эмоционально благополучно. При этом особое внимание уделяется коммуникативной стороне отношений педагога с детьми, когда у ребёнка незримо формируется чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
2. Эмоциональное благополучие самого педагога, его собственный внутренний настрой, эмоциональность поведения есть неоспоримо важное условие положительного психоэмоционального состояния детей, у которых с рождения очень развита интуитивная способность улавливать внутреннее состояние взрослых. Дети очень легко заряжаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения устраивают себе психологические разрядки, которые снимают излишнюю психологическую зажатость или эмоциональное напряжение.
Атмосфера в группе детского сада определяется отношениями между:
- воспитателем и детьми;
- детьми друг с другом;
- сотрудниками детского сада;
- воспитателями и родителями;
- родителями и детьми.
Хороший микроклимат в учреждении в целом и в каждой группе в частности, возникает тогда, когда все участники образовательного процесса чувствуют себя свободно, при этом уважают право других быть самими собой. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы проанализировать, создать и оказывает весьма существенное влияние на качество группового положительного психоэмоционального комфорта.
Для создания психоэмоционального комфорта в детском саду созданы уголки, вашему вниманию они представлены на экране:
- Уголок «Ряженья» - позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно;
- Уголок «Юный исследователь» (игры с песком и водой, глиной и красками, мыльными пузырями) – снимают агрессию и напряжение, вызывают радость и неуемную фантазию;
- Уголок «Уединения» - помогает сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам. В таком уголке ребенок может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции;
- Мини – музей «Русская изба» - дети получают здесь положительные эмоции, расширяется познавательный интерес, приобщаем к наследию русской народной культуры и своей малой Родины;
- Лаборатория хорошего настроения «Антикапризин» (авторское дидактическое пособие).
Авторское дидактическое пособие «Антикапризин» разработано творческой группой нашего детского сада. Пособие представляет собой красивый, безопасный, удобный, мобильный, многофункциональный «домик – ширму» на крутящихся подставках, имеющий большое количество полочек, что позволяет разместить много разнообразного игрового материала. В лаборатории представлены разные виды театра: теневой, театр картинок (фланелеграф), настольный, театр «Тантамарески», театр «Куклы – топотушки», пальчиковый. Через театр ребенок учится прислушиваться к своим чувствам, к своему телу и душе, ведь каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Здесь же представлены игры по эмоциям («Что изменилось?», «Эмоции сказочных героев», игра «Зеркало» - позволяет найти свой стиль общения с самим собой, учит распознавать эмоциональное состояние). В данном пособие имеются игрушки – забавы, калейдоскоп – сказочный мир за стеклом, мыльные пузыри – это один из символов чистой детской радости и неуемной фантазии, мирилки. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.
Мы используем разнообразные формы работы на снятие психоэмоционального напряжения у детей:
- тематические беседы;
- психологические этюды и сказки;
- игры и игровые упражнения;
- музыкальные праздники.
Становление психоэмоционального опыта ребенка успешно осуществляется:
- в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
- участия в художественных видах деятельности;
- в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально-спортивных развлечениях, досугах;
- в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
Педагоги Учреждения окружают ребенка красотой природы, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить ее вокруг себя. На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.
Территория нашего Учреждения – неотъемлемая часть всей системы экологического воспитания, в организации которого принимают участие и взрослые, и дети. Мы постоянно обновляем развивающую среду прогулочных участков, тщательно продумываем, какое оборудование использовать, как расположить зеленые насаждения, чтобы ежедневные прогулки были интересны детям, могли радовать и удивлять их, познавать, исследовать, экспериментировать. У детей закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Для создания психоэмоционального комфорта на территории нашего Учреждения созданы: (обращаем ваше внимание на экран)
- «Дорожка к Дому радости»
Цель: создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать у детей желание ходить в детский сад;
- «Уголок сказок»
Цель: позволяет снять психоэмоциональное напряжение и агрессию у детей, благодаря зелени произрастающей вокруг водоема, которая радует глаз;
- «Тропинка к ели»
Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром.
Все участки детского сада уютные, красочные, гармоничные по цветовому и пространственному решению.
В мае в Учреждении планируется открытие детского сквера "Островок счастливого детства", где дети вместе с родителями смогут получить заряд бодрости и хорошего настроения.
Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта «…по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне".
Актуально
Ревакцинация
Дом, где живет здоровье
Национальный проект "Образование"
Вклад в будущее
Методический салон
Стажировочная площадка
Педагогическая копилка. Вместе дома
Предшкольная пора
Федеральная инновационная площадка
Региональная опорная площадка
Управленческий проект
Городской сквозной проект
Городской проект
Городские конкурсы
Мастерская педагога
Урок на всю жизнь
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 "Лесовичок" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21.
Телефоны: 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39
Факс, бухгалтерия: 8(8482)31-65-23
e-mail: chgard27@edu.tgl.ru
Адрес официального сайта: http://chgard27.tgl.net.ru/
Адреса мест осуществления образовательной деятельности:
1 корпус. 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, 21, тел. 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39, факс. 8(8482)31-65-23;
2 корпус. 445019, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чапаева, 35а, тел. 8(8482)22-18-03, 8(8482)22-18-14,
факс. 8(8482)70-84-50.