Создание успешной педагогической среды в группе детского сада
Составила: воспитатель Макарова Лариса Владимировна
Дошкольный возраст - это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В этом возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
У каждого педагога с годами вырабатывается определённая система, которой он придерживается обучая детей. Но на первом месте должна стоять заинтересованность самого педагога, его желание заниматься каким- либо делом. Этим огоньком желания нужно заразить детей. Дети очень податливые и отзывчивые, им интересно всё. Когда у них появится интерес, тогда можно добиться многого.
Особое внимание в своей работе я уделяю речевому развитию детей. Начиная с младшего возраста мы много учим чистоговорок, скороговорок, добиваясь поставленных задач - чистоты, ясности, чёткости произношения, а в скороговорках ещё и быстроты. Чтобы закрепить материал и поддержать интерес, я обычно говорю: «Попробуй научи маму, папу, сестрёнку.» Обязательно поинтересуюсь, кого научил ребенок? У кого получается лучше у мамы или у папы, бабушки, дедушки, сестрёнки. Как правило, ребёнок с удовольствием выступает в роли учителя, тем самым упражняя и тренируя свою речь. Начинаем проучивать обязательно с медленного темпа, с разной интонационной выразительностью, постепенно темп прибавляем, меняем силу голоса. Для того, чтобы пройденный материал не забывался, а совершенствовался я предлагаю детям старшего возраста вспомнить скороговорки, не повторяясь за товарищем. Дети оценивают себя сами получилось - не получилось.
Много учим стихотворений. О каждом месяце года, в каждой возрастной группе это обязательно. При прочтении стихов, сказок, художественной литературы побуждаю эмоционально откликаться, активно содействовать и сопереживать изображённым героям и событиям, получать радость и удовольствие от меткого слова, шутки, звучной рифмы, стремиться запомнить их и использовать в своей речи. Детей младшего возраста я учу, показываю, обязательно заостряю внимание на яркие, необычные моменты, сравнения, описания. Дети старшего возраста интонацию, ритм, манеру исполнения ищут сами. Читают друг перед другом, оценивают выступление товарищей. У нас в группе - это одно из самых любимых занятий. Обращаю внимание на следующее: « Читал один ребёнок - вы отвлекались, а вот другой читал - многие из вас замолчали, притихли, проявили интерес. Почему? Значит этот читающий своей интонацией, своей выразительностью завлёк вас, заставил слушать, сумел заинтересовать. Нужно находить в голосе те интонации и читать так, чтобы слушателю было интересно и вы сами от прочтения получали удовольствие.»
Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительно большую осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть драматическое и комическое в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.
Художественно - театральная деятельность занимает в нашей группе особое место. Именно в этом виде деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе. Развитие творческих способностей в младшем возрасте начинается через обыгрывание, театрализованное представление русских народных сказок «Колобок», «Теремок» и других. Создание условий для театрализованной деятельности и активное включение в неё детей способствуют раскрытию внутреннего потенциала, создают условия для успешности ребёнка.
В работе над сценарием, особенно если по сказке, всегда знакомлю детей, прочитываю им, предлагаю подумать, кем бы ты хотел быть, почему. Если дети заинтересовались и увлеклись, у вас театр будет везде, в каждом углу групповой комнаты. Индивидуально, согласно выбранной роли, проговариваем о характере персонажа, манерах, вместе ищем как встать, куда пойти. Всегда говорю: « Ты должен поверить в то, что ты превратился в сказочного героя и с тобой происходят разные чудеса. Если ты сам поверишь в это, то тебе поверит и зритель». Использую приём перед зеркалом. Ребёнок актёр - и зритель одновременно. Когда тебе самому будет интересно на себя смотреть, будет интересно и всем. Если детям младшего возраста показываю всё, то дети старшего возраста манеру исполнения ищут сами - их только немного корректируешь, поправляешь. Во время обсуждения театрального конкурса комиссией была сказана следующая фраза, которую я взяла себе на заметку: « Нужно пробовать разные варианты исполнения, не останавливаться на одном, искать наиболее удачные и больше доверять детям». Это работа очень увлекательная. Никогда ребёнку не говорите о страхе и волнении. Он этого не знает и не надо, наоборот, подбадривайте его такими фразами как: «Никто не сделает это лучше тебя. У тебя обязательно получится, стоит только попробовать». Всегда хвалите его: «Молодец! У тебя хорошо получается». Очень часто бывает и такое, что роль « не идёт», « не получается». Вроде бы и текст выучен, старается, читает выразительно - но не то! Всё равно нужно говорить на положительной ноте. « Хорошо! Молодец! Всё выучил, всё сделал! Но я тебе не поверила, потому что ты сам не веришь в то, что делаешь»! Когда дети увлекаются, они начинают исполнять роли друг друга. Текст, как правило, запоминают легко. Этим самым они помогают друг другу, подсказывая манеру исполнения. Вообще здорово, когда дети рано приучаются к сцене, любят её и не боятся. Никогда не показывайте своего волнения, наоборот, всё прекрасно и замечательно! Улыбка, блеск в глазах, осмысленное, осознанное исполнение. Во время исполнения учу детей глазами находить маму и выступать для неё. И поверьте, когда ребёнок смотрит на маму, он забывает о всех посторонних, ведь мама самая надёжная, с ней ничего не страшно. Очень приятно слышать, как после выступления дети задают вопрос: « А когда мы ещё поедем выступать»? Или родители приходят и рассказывают, как им говорят дети: « Как жаль, что мы больше не выступаем, а так хотелось бы!»
Детство - это радость, игра, а театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя познаёт мир. Театральная деятельность связана с созданием положительного настроя, снятия напряжённости в детском коллективе, решением конфликтных ситуаций через игру.
В работе с детьми, нужно учитывать особенности каждой возрастной группы и точно следовать методике и методическим рекомендациям. Если начиная с младшего возраста с ребёнком индивидуально проучивать все движения, добиваясь точности исполнения, то для него не составит особого труда продвигаться дальше. Все танцевальные движения, начиная с младшего возраста, мы проучиваем индивидуально в группе, начиная с медленного темпа. Пока не сделает и не поймет медленно, темп не прибавляется. Всегда проговариваем характер танца плавный или ритмичный, быстрый или спокойный. Очень часто дети, которые быстрее уловили движения помогают, проучивают с детьми у которых получается хуже. Обращайте внимание на все нюансы, повороты головы, рук, ног. Если танец парный следует обратить внимание, чтобы партнёры смотрели друг на друга, улыбались.
Ещё раз хочу подчеркнуть, с каждым ребёнком все движения проучиваются индивидуально, начиная с медленного темпа. Перед началом любой детской деятельности нужно создать атмосферу радости, благоприятного психологического фона. И самое главное - это желание играть, творить и немного фантазии, тогда всё, что вас окружает может превратиться в любую сказку, дети об этом давно уже знают, и нам взрослым можно поучиться этому у детей.