Родительство как особый феномен в жизни человека
Родительская компетентность и ответственное родительство
Родительство - сложный социальный институт, базирующийся на проявлении родительских чувств, любви и привязанности к детям, определяющий выполнение специфических социальных ролей матери и отца, основанных на фундаменте культурных ценностей и традиций как общества в целом, так и конкретной семьи и проявляющийся в реальном поведении, отношении родителей к детям в стиле воспитания.
Ответственное родительство - выполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка, исходя из его законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.
Компетентность родителя - способность родителя решать вариативные задачи воспитания, развития, обучения ребенка, опираясь на знания об особенностях его развития, потребностях и возможностях, интересах и способностях ребенка.
Родительство - не профессия, а сложное многогранное социально-психологическое явление, интегральное психологическое образование личности.
Родительство включает в себя проявление родительских чувств, любви и привязанности к детям, выполнение специфических социальных ролей, основанных на культурных ценностях и традициях рода и общества в целом, демонстрацию реального поведения родителя, стиля воспитания во благо ребёнка, его эмоционально благополучного и комфортного развития, ценностное отношение к ребёнку. Все эти процессы взаимосвязаны.
Проблема родительства рассматривается сегодня в контексте изменения реалий практики семейного воспитания. Жизнь в информационном обществе и мегаполисах, трансформация самих брачно-семейных отношений, изолированность и индивидуальность практики семейного воспитания, снижение ценности института семьи в обществе, появление феномена социального сиротства - все это приводит к снижению воспитательного потенциала семьи. Поэтому в последнее время для преодоления возникших проблем достаточно много внимания уделяется вопросам формирования ответственного родительства. Для решения этой приоритетной задачи важно понимать, кто такой ответственный родитель, какими качествами и характеристиками он должен обладать.
Особое внимание к феномену ответственного родительства обосновано рассмотрением данного явления
- как национальной и педагогической идеи, связанной с осознанным отношением к семье и воспитанием детей как членов семьи и общества;
- как социального феномена, который характеризует качества родителей, проявляющиеся в отношениях и взаимодействиях родителей и ребенка (забота, уважение, поддержка, сочувствие, сопереживание).
С ответственным родительством связывают проявление терпения и уважительного отношения к ребенку, обеспечивающее развитие у него адекватной самооценки, самоуважения, чувства достоинства, уверенности и самостоятельности.
Внешне ответственное родительство проявляется в форме выполнения родителями своих социальных обязанностей. Но очень важна именно внутренняя форма ответственного родительства - чувство долга, осознания и готовности действовать в интересах ребенка.
Результатом реализации родителями ответственной позиции является направленность действий и усилий на поддержание конструктивных, ценностных и доверительных отношений с ребенком.
Важные установки ответственного родителя:
1. Родителю важно осознавать, что ребенок полностью зависит от семьи, учится познавать окружающий его мир, в том числе мир социальных отношений, ориентируясь на установленные нормы и правила в семье. Крайне важно, чтобы родители понимали, что проявление разногласий между мамой и папой, родителями и старшим поколением семьи в вопросах воспитания ребенка приведет к разногласию ценностей и установок, норм и традиций, которые познает и принимает
ребенок. Поэтому главной задачей ответственных родителей становится единство взглядов и подходов на процесс воспитания, где ключевой линией становится поддержка и помощь ребенку во всех его действиях и начинаниях.
2. Важной миссией родителя становится четкое выполнение родительских обязанностей, связанных с принятием полной ответственности за жизнь, благополучие, здоровье ребенка. Все действия родителя должны выполняться во благо ребенка, быть направлены на его развитие. Для ребенка родитель выступает в роли эксперта - посредника между малышом и разными социальными институтами. Именно родитель впервые объясняет ребенку нормы и правила,существующие в обществе, традиции семьи, рода, национальные традиции, помогает ребенку следовать им, показывая значимость их выполнения личным примером.
3. Родителю необходимо понимать, что процесс воспитания по отношению к маленькому ребенку выстраивается на принципах уважения, заинтересованности в жизни друг друга, безопасности, комфортности и эмоционального благополучия. Поэтому спокойный, доброжелательный психологический климат в семье - залог успешного развития малыша.
4. Ответственный родитель понимает значимость регулярного общения и взаимодействия с ребенком, выступая в роли помощника и советчика в решении ребенком разнообразных задач жизни и деятельности. Он всегда готов к открытому диалогу с ребенком, к обсуждению важных для ребенка тем, давая возможность ребенку высказывать свою позицию, делиться переживаниями.
5. Очень важной частью ответственного родительства становится высокая степень эмпатийности родителей по отношению к ребенку. У детей чрезвычайно подвижная нервная система, они более уязвимы, чем взрослые, впечатлительны. Родителю при оценке любой ситуации важно стараться вставать на позицию ребенка, видеть ситуацию глазами ребенка, признавать право ребенка на любые эмоции, в том числе отрицательные, создавать условия для того, чтобы малыш мог справиться с ситуацией, помогать ему в решении проблем.
6. Родитель, ориентированный на ребенка, понимает ответственность за свое поведение и деятельность. Малыш наблюдает, как взрослые решают разные задачи жизни и деятельности, как справляются со сложными и конфликтными ситуациями, и старается подражать значимым взрослым в решении собственных задач. Очень важно быть последовательным в своих действиях, самому всегда выполнять те правила и нормы, которые должен выполнять ребенок, демонстрировать малышу пример трудолюбия, упорства, стойкости, доведения любого дела до конца.
7. Поддержка здорового образа жизни всей семьей - залог спокойствия и здоровья самого ребенка. Родителям важно понимать, что последовательное и регулярное выполнение правил здоровьесбережения и здоровьесозидания в семье позволит сформировать у ребенка привычку правильно питаться, заниматься спортом, следить за своим здоровьем. Если родители не уделяют этому вопросу должного вынимания, то ребенок так же не видит в этом необходимости, что подвергает его здоровье риску.
Ответственный родитель не только понимает значимость своей особой миссии в сохранении здоровья ребенка, его развитии и воспитании, но и умеет качественно решать поставленные задачи, что и позволяет выйти на еще одну характеристику родителя - компетентность.
Выполнение взрослыми функции родителя в отношении развития ребенка обязательно предполагает наличие определенных компетенций - знаний и умений воспитывать и обучать ребенка, обеспечивать условия для его полноценного и благополучного развития.
Выделяют природную и социальную составляющие родительской компетентности.
Природная компетентность "разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода и связана с такими понятиями как природная чувствительность (способность чувствовать другого, как самого себя), эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность".
По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы, и привычки поведения, и духовно-нравственные традиции общества.
Компетентный родитель готов создавать условия оптимального умственного и личностного развития ребенка, способен формировать благоприятную и безопасную среду для личностного и когнитивного развития ребенка, содействовать становлению его автономии и самостоятельности.
Родитель демонстрирует умения обеспечивать ребенку:
- заботу (удовлетворение его витальных, эмоциональных, социальных потребностей, физическую и психологическую безопасность, защиту здоровья от болезней, от нанесения ущерба и насилия);
- контроль (структурирование границ поведения посредством адекватной гуманистической и обоснованной для ребенка оценки).
Компетентный родитель обладает необходимой для реализации перечисленных задач системой знаний (о возрастных и индивидуально-личностных особенностях ребенка, эмоциональном и психологическом благополучии, проблемах и трудностях, методах воспитания), руководствуется в своих действиях адекватной мотивацией, признавая самоценность ребенка, имеет необходимые ресурсы (материальные и личностные) и возможности (время, контакты, пространство совместных занятий).
Компетентный родитель в любой момент времени в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним "совместный язык", видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка.
Компетентный родитель - это родитель, который готов, опираясь на свой семейный опыт и представления о ценностях семьи, решать задачи общения и взаимодействия с ребенком с целью его успешной социализации, для его полноценного развития, воспитания и обучения, учитывая возможности, потребности и интересы ребенка на разных этапах его развития. Таким образом, компонентами родительства являются совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющие.
Сформировать и поддержать позицию осознанного и ответственного родительства, а также помочь родителям стать компетентными в вопросах воспитания детей в наибольшей степени призвано педагогическое сообщество. Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. При этом прямая помощь в качестве научения родителей неприемлема.
Сегодня следует говорить о взаимодействии, основными принципами которого являются: взаимоуважение и взаимодополнение, диалог, единство целей, координация усилий и сотворчество в воспитании и образовании детей.