• 2 слайд
  • Центральный

Добро пожаловать

Просвещение родителей

Прием в детский сад

* Правила приема на обучение
*
Р
егламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Изменения в регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования по ООП ДО
* Правила приема на обучение в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"
* График работы по приему родителей для письменного подтверждения своего согласия с предоставленным местом в детском саду
* Информацию о зачисленных детях в МАОУ детский сад № 27 "Лесовичок"

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

Противодействие коррупции

Здоровьесберегающая направленность

дети делают физические упражнения

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

Содержание оздоровительных задач, направленных на охрану жизни и укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливание ребенка дошкольного возраста, являются приоритетными. Исходя из особенностей развития детского организма, содержание задач укрепления здоровья определяется конкретно по каждой функциональной системе.

Группа задач, касающаяся костно-мышечной системы, формируется из необходимости содействия правильному и своевременному окостенению, формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы, укреплению связочно-суставного аппарата и мышц.

Функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей дошкольного возраста требует постановки задач, направленных на совершенствование способности приспосабливаться к изменяющейся нагрузке, укреплению сердечной и дыхательных мускулатур.

На основе принципа гармоничного развития в дошкольном возрасте я на своих занятиях подбираю средства таким образом, чтобы обеспечить решение задач, касающихся комплексного развития всех физических качеств.

Основным средством воздействия на перечисленные системы жизнеобеспечения являются физические упражнения и режим их применения. В результате применения физических упражнений в организме происходят различного рода изменения, которые в первую очередь должны отвечать  требованиям создания оптимальных условий для развития и роста ребенка. Повторяемость применения физических упражнений на занятиях по физической культуре позволяет, с одной стороны, оказывать необходимое биологическое воздействие на организм ребенка и изменять его физическое состояние, с другой стороны – передавать  двигательный опыт.

Выполнение физических упражнений связано с определенным чередованием напряжения и расслабления мышц. Уточним роль мышц как активной части опорно-двигательного аппарата. У детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник, и для его удержания требуется большое напряжение мышц.

На своих занятиях обучение основным движениям  я провожу в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:

- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;

- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем;

- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной и горизонтальной плоскостей;

- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.

Например, наклоны головы в стороны: медленные наклоны головы в правую (левую) сторону. Задержаться в этом положении на 30 секунд (от трех до пяти глубоких дыхательных движений).

Необходимо помнить, что в большинстве случаев ребенка трудно заставить удерживать нужное положение в течение 30 секунд, равномерно дышать и правильно выполнять движение. Поэтому на моих занятиях по физической культуре первоочередными задачами становятся:

- учить расслаблению мышц в сочетании с выдохом;

- учить копировать движения инструктора по физической культуре.

Решение указанных задач требует определенной постепенности. На занятиях по физической культуре я сначала создаю представление об упражнении. Затем ребенок начинает копировать движение. Одновременно я учу расслаблять группы мышц, участвующих в движении. Затем, по мере усвоения элементов техники, добиваюсь выполнения упражнения в медленном темпе с соблюдением правил. И последний этап – это выполнение упражнения в сочетании с выдохом и расслаблением.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов  выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. В своей работе я стараюсь выбирать  альтернативные, «правильные» упражнения, которые способствуют развитию силы и эластичности мышц, да и просто удобные для выполнения. Например, традиционные наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками, направленные на растяжение задней поверхности бедра, я заменяю  наклоном вперед с опорой на пятку выставленной вперед ноги. При этом происходит снижение давления на межпозвоночные диски и коленные суставы. Также для снижения сверхнагрузок на коленные суставы я ограничиваю сгибание колен до прямого угла и не даю выступать им за уровень носка. Кроме того, для уменьшения риска травмирования в локтевых суставах необходимо исключить переразгибание в них и сохранять локти «мягкими».

Ограничение амплитуды я ввожу и при выполнении маха ногами. Ограничиваю высоту маха до 90 градусов, сосредоточив внимание на скорости и контроле. Высокий мах вызывает оседание тела в талии и давление на поясничный отдел.

Очень травмоопасным для шейного отдела является упражнение  «плуг», когда в и.п. лежа на спине происходит касание пола ногами за головой. Это упражнение направлено на растяжение мышц спины, и как вариант замены я ввожу кошачий стретч, когда из и.п. стоя на коленях с опорой на руки медленно округляется спина и втягиваются мышцы живота. Неправильным является одновременное поднимание прямых ног в и.п. сидя и лежа: вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел и является крайне дискомфортным. На своих занятиях я ввожу данное упражнение через фазу сгибания и выпрямления ног.

Травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника оказывают следующие упражнения: в и.п. стоя на коленях с опорой на руки махи ногой назад и лежа на животе прогибание туловища назад. В первом упражнении я меняю исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной и не допускается прогиба в пояснице. Во втором упражнении, направленном на растягивание мышц живота, я ввожу разноименное поднимание рук и ног в том же и.п.

Упражнение на силу мышц живота мы с детьми выполняем в положении лежа на спине с согнутыми ногами и туловище поднимаем до уровня 30 градусов к поверхности пола. При этом не замыкаем руки за головой, так как это может создать давление на шейный отдел позвоночника. Вне этой позиции мышцы живота не получают должной нагрузки, они перекладываются на другие части тела.

Детям дошкольного возраста свойственны анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы: костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. В результате может появиться плоскостопие. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, я одновременно с обучением структуре движения ввожу алгоритм упражнений, направленных на укрепление мышц.

В первом блоке я решаю задачу развития силы мышц стопы. Для этого использую упражнения в исходном положении сидя и лежа. Интенсивность выполнения – низкая, объем упражнений составляет порядка 6-7 с выполнением каждого 3-4 раза. По содержанию это различные захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание и разгибание пальцев ног.

Во втором блоке я решаю аналогичные задачи, но упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляю ходьбу на носках, на наружном своде стопы, бег челночный, на короткие дистанции (10 м), «змейкой». Интенсивность упражнений увеличиваю, объем снижаю. Время выполнения упражнения – примерно 15 секунд, интервал времени на упражнение всего блока -3-4 минуты.

В третьем блоке я решаю задачу укрепления мышц голеностопа и голени. Использую следующие упражнения: покачивания на носках, ходьба на носках на месте, ходьба на носках с высоким подниманием колена, перекаты с пятки на носки; бег на месте на носках, бег на месте на носках с высоким подниманием колена, прыжки на двух ногах с продвижением вперед (на матах).

В данном блоке использую метод стандартно-интервального упражнения. Время повторения упражнения составляет 5-6 секунд, интервал отдыха – 15 секунд. Во время отдыха дети выполняют махи расслабленной ногой в положении лежа и стоя.

И в четвертом блоке упражнений решаю комплексно задачи по укреплению силы мышц ног и формированию навыка рациональной технике ходьбы, бега и прыжков. Для этого использую следующие упражнения: прыжки толчком двумя ногами в длину на матах до ориентира, последовательное выполнение прыжков через несколько предметов высотой 10-15 см, также на матах, спрыгивание с предмета высотой 25 см с дальнейшим выпрыгиванием, запрыгивание на батут и выполнение прыжка вниз с дальнейшим выпрыгиванием, бег на короткие дистанции (10-20м), выполняемый на передней части стопы.

 Литература

  1. Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения.
  2. Лукина Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания.
  3. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений.
  4. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности.
 

О воспитании

воспитатель и дети читают

О воспитании детей дошкольного возраста

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не  портя их  xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

 «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». ( А. Чехов)

Заповеди воспитания

• Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

• Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают  ребенка:  «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д.  И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то,  что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

• Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

• Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

• Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

• Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

• Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напи­шите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

• Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Советы родителям будущих первоклассников, разделяющим учебные проблемы детей:

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности   («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»).  На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом,  если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом  задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров,  задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).

Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.

Навыки, приобретаемые с 2 до 4 лет

дети играют в кубики

Навыки, приобретаемые детьми в дошкольном возрасте 
(первая младшая группа)

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

            Учить детей засучивать рукава при умывании, мыть руки и лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, тщательно вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место; пользоваться носовым платком.

Навыки культуры еды 

            Приучать детей есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке.

Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования

            Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания, умывания. Учить сначала с помощью взрослого, затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь. Учить ребенка замечать неопрятность в своей одежде, обращаться ко взрослому и с его помощью приводить себя в порядок.

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

            Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учить вначале с помощью воспитателя, затем под его контролем ставить стулья к столам, раскладывать ложки на столе, ставить тарелки для хлеба, салфетницы, раскладывать карандаши, доски, тряпочки для занятий, убирать игрушки после игры, картинки, книги, мыть полку для книг, давать корм рыбкам, птице, поливать растения, вместе с воспитателем выносить на участок игрушки, принимать участие в уборке участка (собирать листья, палочки, камешки).

Навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений

            Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, воспитателем, няней своей группы, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (“спасибо”, “пожалуйста”); отвечать на вопросы взрослого. Формировать у детей первичный практический опыт морального поведения в окружении сверстников. Побуждать проявления внимания и сочувствия, желания уступить, поделиться, помочь.

            Воспитывать отрицательное отношение к проявлению грубости, жадности.

            Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, в детском саду, дома (говорить спокойным, естественным голосом, вытирать при входе в помещение ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате и пр.). Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учить быть внимательными к указаниям взрослых, охотно выполнять их просьбы.

Навыки, приобретаемые детьми в дошкольном возрасте 
(вторая младшая группа)

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

            Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть руки и лицо, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, тщательно вытирать лицо и руки, вешать полотенце на отведенное место.

            Учить своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

Навыки культурной еды

            Формировать навыки аккуратной еды у детей: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4-го года), салфеткой.

Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования

            Учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону; пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок.

            Формировать самостоятельность в раздевании, одевании.

            Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядок в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью ко взрослым.

Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

            Побуждать детей к выполнению элементарных поручений в хозяйственно-бытовом труде: раскладывать ложки, салфетки, расставлять хлебницы, тарелки, раскладывать материалы к занятиям и убирать их; убирать после игр игрушки, собирать листья, сор на своем участке, расчищать дорожки от снега, очищать от него скамейки. Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, выполнять поручения взрослого по поддержанию порядка.

Навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений

            Приучать детей здороваться и прощаться с воспитателями, нянями и другими сотрудниками детского сада, со словами приветствия называть их по имени и отчеству. Учить благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание; делиться игрушками, поднимать упавшую вещь, уступать место четко и внятно выражать свою просьбу, пользоваться словами “спасибо”, “пожалуйста”, “извините”. Учить соблюдать правила организованного поведения; в детском саду, на улице и в общественных местах говорить естественным голосом, без напряжения и крика, вести себя спокойно. Формировать у детей гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании ко взрослым и сверстникам. Побуждать к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2-3 ребенка), разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить детей замечать проявление сверстниками дружелюбия, доброты, взаимопомощи.

 

Мастер-класс по развитию словаря

Мастер-класс

Мастер - класс для воспитателей на тему:
"Приемы обогащения словарного запаса у старших дошкольников
по лексическим темам" 

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Качественная характеристика словаря. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка. 

Задачи детского сада по формированию словаря детей.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Методы, направления  и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. 

        Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка, и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос.

Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).

Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета (имя собственное), и нужны длительные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл, и оно воспринималось им как понятие. По мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушка - это все предметы для игры, посуда — это предметы, в которых готовят и из которых едят), ему все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов  обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.

Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:

1.Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

2.Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.).

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.).  При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1994.

4.Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Ревакцинация

Ревакцинация

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Контактная информация

элемент декораМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 "Лесовичок" городского округа Тольятти
Наш адрес: 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21.
Телефоны: 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39
Факс, бухгалтерия: 8(8482)31-65-23
e-mail: chgard27@edu.tgl.ru
Адрес официального сайта: http://chgard27.tgl.net.ru/ 

 

Адреса мест осуществления образовательной деятельности:

1 корпус. 445004, РФ, Самарская область, г. Тольятти, б-р 50 лет Октября, 21, тел. 8(8482)22-61-53, 8(8482)22-61-39, факс. 8(8482)31-65-23;
2 корпус. 445019, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чапаева, 35а, тел. 8(8482)22-18-03, 8(8482)22-18-14,
факс. 8(8482)70-84-50;
3 корпус. 445010, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, 38, тел. 8(8482)28-33-59;
4 корпус. 445020, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ушакова, 37, тел. 8(8482)28-31-36.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей