Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Родительский вестник
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Речь от 2 до 4 лет
- Категория: Педагогический вестник
- Обновлено 03.07.2014 13:15
- Создано 03.07.2014 13:15
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 3088
Краткая характеристика речи детей
(от двух до трех лет)
Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна
Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но и все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги (“клой” - открой, “сото” - высоко), а при стечении согласных один звук (“камейка” - скамейка, “тул” - стул); вставляют лишние звуки в слово (“таньканчик” - стаканчик) и т.п.
Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе - совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель широко использует прием речевого образца.
Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он используется как однословными предложениями (“Мосьно?” - Можно?), так и предложениями из нескольких слов (“Мама будет умываца” - Мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных (“Куда папа посола?” - Куда папа пошел?), в том числе и падеже (“Вот лубасек” - Вот рубашка); не всегда употребляют союзы и предлоги (“Миса сидит кусит” - Миша сидит и кушает; “Кису каду паток” - Кошку кладу в платок) и т.д.
Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом ля ответа), чтения рассказов, сказок, стихов, показа инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т.д помогает им овладевать грамматическим строем речи.
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно у двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно - зубные (ф, фь, в, вь), переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), среднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь),. Свистящие звуки (с, з, зь, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, рь, л) он обычно или пропускает, или заменяет (с-сь, ф; з - сь, в; ц - ть; ш - сь, ть; ж - сь, д; ч - ть; щ - ть; р - ль; рь - ль; л - ль). Поэтому основная задача воспитателя - поводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.
Краткая характеристика речи детей
(дети от трех до четырех лет)
Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. Если в два года словарный запас у ребенка составляет 250-300 слов, то в три года он, как правило, увеличивается до 800-1000 слов.
У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (“сипед” - велосипед, “атабиль” - автомобиль); перестановки слогов в слове (“замукальные” - музыкальные); перестановки звуков в слове (“певрый” - первый), пропуски звуков при их стечении (“босой мальчик” - большой мальчик, “девича” - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные (“корабель” - корабль, “не зинаю” - не знаю).
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении (“я хочу нет” - я не хочу), нарушается оформление связей слов (“один колесо”, “у меня много подругов”).
Воспитатель учит детей задавать вопросы, отвечать на них, грамматически правильно оформляя свое высказывание.
Звукопроизношение. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.
1. Согласные произносятся смягченно (“лезецька” - ложечка).
2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются (“абака” - собака, “амок” - замок); заменяются: с - ф (“фобака” - собака); з - в (“вамок” - замок), ц - ф (“фыпленок” - цыпленок), с - т (“тобака” - собака), з - д (“дамок” - замок), ц - т (“тветок” - цветок).
3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются (“апка” - шапка, “ук” - жук и др.); заменяются: ш - с, ф (“сапка”, “фапка” - шапка), ж - з, в (“зук”, “вук” - жук), ч - ц, ть (“оцки”, “отьки” - очки), щ - сь, ть (“сетка”, “тетка” - щетка).
4. Звуки л и р пропускаются (“ампа” - лампа, “ука”- рука); заменяются зхвуком ль (“лямпа” - лампа, “люка” - рука); заменяются й (“ямпа” - лампа, “юка” - рука).
Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Литература: Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.