Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Родительский вестник
Противодействие коррупции
ФГОС дошкольного образования: смыслы и перспективы: путеводитель по стандарту в схемах и таблицах
- Категория: Ведение ФГОС ДО
- Обновлено 14.05.2014 13:59
- Создано 14.05.2014 13:59
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 3998
ФГОС дошкольного образования:
смыслы и перспективы:
путеводитель по стандарту в схемах и таблицах
Атарова А.Н. и др.- СПб.: СПб АППО, 2013. - 45 с.
В данной публикации представлены материалы, позволяющие педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, составить общие представления о проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основных управленческих решениях его внедрения, проанализировать общие концептуальные положения и отличия проекта ФГОС ДО от ФГТ, проследить взаимосвязь проекта стандарта и закона «Об образовании в РФ» в области родительских прав и обязанностей.
Обозначенные здесь вопросы помогут читателю составить собственное мнение о возможностях реализации проекта стандарта и сформировать личное видение решения поставленных задач в практической деятельности дошкольных организаций.
Публикация адресована заведующим дошкольных образовательных организаций разных типов, заместителям заведующих по учебно-воспитательной работе, методистам, старшим воспитателям, воспитателям, родителям и другим заинтересованным лицам.
Преемственность ФГТ и ФГОС: общее и отличия
В большинстве словарей преемственность трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию» (Советский философский словарь. — 1974).
Ниже представлены две таблицы с линиями сравнения следующих документов:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.07.2011 №2151;
- проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вынесенным на общественное обсуждение 13.06.2013.
табл.1
Сравнительная таблица ФГТ к структуре ООПДО и проекта ФГОС дошкольного образования
Элементы сравнения |
ФГТ к структуре ООПДО
|
Раздел и пункты ФГТ |
Проект ФГОС дошкольного образования |
Раздел и пункты проекта ФГОС |
Структура документа |
1.Общие положения 2.Требования к структуре ООПДО 3.Требования к разделам ООПДО |
|
1.Общие положения 2.Требования к структуре ООПДО 3.Требования к условиям реализации ООПДО 4.Требования к результатам освоения ООПДО |
1.10. Общие положения |
Учет разнообразных потребностей детей |
Учтены особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья (OB3). |
1.2. |
Учтены особые образовательные потребности детей (ОВЗ, одаренные, мигранты и др.) |
1.2. Общие положения |
Механизм разработки и утверждения ООПДО |
ООПДО разрабатывается, утверждается и реализуется в ОУ на основе примерных ООПДО, разработка которых обеспечивается уполномоченным Федеральным государственным органом на основе Федеральных требований |
2.1. |
Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп |
1.8 Общие положения |
Направленность ООП ДО |
ООПДО определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей |
2.2 |
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности |
1.7. Общие положения |
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования |
2.1 Требования к структуре ООПДО |
|||
Цели документа |
|
|
|
1.4. Общие положения |
Задачи документа |
|
|
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
|
1.5 Общие положения |
Документ является основой для.. |
|
1.З. 1.4. |
|
1.6. Общие положения |
Принципы |
• развивающего образования; • научной обоснованности и практической применимости; • интеграции образовательных областей; • комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса; • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности: • обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей с учетом режимных моментов |
2.4. |
• поддержки разнообразия детства; • сохранения уникальностии самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей |
1.3 Общие положения |
Структура ООПДО |
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса |
2.5. |
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2.5. Требования к структуре ООПДО |
Время реализации ООПДО |
от 65% до 80% времени пребывания детей |
2.8. |
в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации за исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов |
1.8 Общие положения |
Объем ООПДО |
Обязательная часть - не менее 80% времени, необходимого для реализации ООПДО Часть, формируемая участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема, необходимого для реализации ООПДО |
2.9. |
Обязательная часть - не менее 60% от её общего объёма. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40% |
2.6. Требования к структуре ООПДО |
Часть, формируемая участниками... |
отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс |
2.7. |
Выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы |
2.5. Требования к структуре ООПДО |
|
может быть ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; - сложившиеся традиции Организации (группы). Эта часть может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. |
2.7. Требования к структуре ООПДО |
||
Модельобразовательного процесса |
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями, формы организации образовательного процесса |
2.11. |
|
|
Вариативность программ в организации |
ООПДО реализуется в ОУ на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования |
2.1. |
Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ. |
2.2.Требования к структуре ООПДО |
Структура обязательной части содержательного раздела ООПДО |
Включает в себя шесть разделов: Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей. Содержание психолого- педагогической работы по освоению десяти образовательных областей. Содержание коррекционной работы. Планируемые результаты освоения ООПДО. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения |
3.1.-3.6. |
Включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений |
2.7. Требования к структуре ООПДО |
Пояснительная записка |
|
3.1. |
Пояснительная записка должна раскрывать: - цели и задачи реализации основной образовательной программы; значимые характеристики, в том числе психолого- возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.: - - принципы и подходы к формированию ООП |
2.7.Требования к структуре ООПДО (Целевой раздел) |
Организация режима пребывания детей |
ежедневная организация жизни и деятельности детей, проектирование воспитательно- образовательного процесса |
3.2. |
характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий |
2.7. Требования к структуре ООПДО (Организацио нный раздел) |
Содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательных областей/Содержа ние образовательной работы |
Отражено в целях и задачах десяти образовательных областей |
3.3. |
Обязательная часть направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации: - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; - формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); - овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; - овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); - развитие эмоционально- ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
|
2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержатель ный раздел) |
Содержательный раздел должен включать: - цели и задачи образовательной работы с учётом психолого- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей; — содержаниеобразовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных ООПДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования)
|
2.7. Требования кструюуре ООПДО (Содержатель ный раздел) |
|||
Содержание должно обеспечивать развитие первичных представлений: - о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях); - о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира |
2.7. Требования к разделам (содержательный разделл) |
|||
Направления развития детей |
Четыре направления развития:
|
2.3. |
|
|
Образовательные области |
|
3.3. |
|
2.3. Требования ксгруюуре ООПДО |
Виды детской деятельности |
игровая. коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная. чтение |
2.11. |
двигательная; игровая; коммуникативная; познавательно- исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; элементарная трудовая деятельность; конструирование из различных материалов; изобразительная; музыкальная |
2.7. Требования к структуре ООПДО (Содержатель ный раздел) |
Содержание коррекционной работы |
разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста совз. Включает в себя перечень, содержание иплан реализациииндивидуальноориентированныхкоррекционныхмероприятий |
3.4. |
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ОВЗ, включая детей-инвалидов. Вид - одна или несколько адаптированных образовательных программ (должно быть предусмотрено описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей- ■ инвалидов). В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным |
2.7. Требования кструюуре ООПДО (Содержатель ный раздел) |
Социальная ситуация развития ребенка |
|
|
|
2.4. Требования к структуре ООПДО |
Взаимодействие с семьей |
Обязательная часть включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
2.11. |
Отражаются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
2.7. Требования к структуре ООПДО (Организацио нный раздел) |
Дополнительный раздел ООП |
Музыкально - художественная. чтение литературы и фольклора; элементарная трудовая деятельность; конструирование из различных материалов; изобразительная; музыкальная |
|
Краткая презентация ООП, где должны быть указаны:
реализуемые Примерныепрограммы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;
|
2.9. Требования к структуре ООПДО (Дополнитель ный раздел) |
Организационный раздел |
|
|
Включает: - характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; - особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках; - особенности организации предметно- пространственной развивающей среды; - характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе); - способы и направления поддержки детской инициативы; - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
2.7. Требования кструмуре ооццо (Организацио нный раздел) |
Планируемые результаты освоения ООПДО/Требован ия к результатам |
Итоговые и промежуточные результаты освоения ООПДО в виде интегративных качеств ребенка (9) |
3.5. |
Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования |
4.1. 4.6. Требования крезультатам освоения ООПДО |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения |
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально- ориентированных методик нетестового типа, критериально- ориентированного тестирования, скрининг- тестов и др. |
3.6. |
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей\ |
4.3. Требования к результатам освоения ООПДО |
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников |
43., 4.9. Требования к результатам освоения ООПДО |
|||
Целевые ориентиры не могут служить ... для оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей) |
4.5. Требования к результатам освоения ООПДО |
|||
В организации может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов совместно с педагогом-психологом и с согласия его родителей |
3.4. Требования к условиям реализации ООПДО |
Таблица 2
Сравнительная таблица ФГТ к условиям реализации ООПДО и проекта ФГОС дошкольного образования
Элементы сравнения |
ФГТ к условиям реализации ООПДО |
Раздел и пункты ФГТ |
Проект ФГОС дошкольного образования |
Раздел и пункты проекта ФГОС |
||
Результат реализации требований к условиям |
Создание развивающей образовательной среды |
|
Создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды |
3. Требования к условиям реализации ООПДО |
||
Требования к кадровому обеспечению/ Требования к кадровым условиям |
Укомплектованность квалифицированными кадрами. Уровень квалификации должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующейдолжности. Освоение программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет. Непрерывность профессионального развития обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней |
1.1.-1.3. |
У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанниковдолжны быть созданы условия для повышения квалификации педагогических и руководящих работников |
3.6. Требования к психолого- педагогическ им условиям 3.7. Требования к психолого- педагогическ им условиям |
||
Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами |
3.14. Требования к кадровым условиям |
|||||
Требования к материально- техническому обеспечению/ Требования к материально- техническим условиям |
к зданию (помещению) и участку; к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; требованиям пожарной безопасности; охраны жизни и здоровья воспитанников и работников; беспрепятственного доступа детей с ОВЗ |
2.1.-2.8. |
к зданиям (помещениям) и участкам; к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции; к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию; к искусственному и естественному освещению; к санитарному состоянию и содержанию помещений; к оснащению помещений для качественного питания; требования пожарной безопасности; оснащённость помещений для работы медицинского персонала |
3.18. Требования к материально- техническим условиям |
||
Требования к учебно- материальному обеспечению/ Требования к развивающей предметно- пространственн ой среде |
к предметно-развивающей среде; к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции; к оснащению и оборудованию кабинетов; к ТСО |
3.1.-3.4. |
Требования к развивающей предметно- пространственной среде |
3.10-3.13. Требования к развивающей предметно- пространстве нной среде |
||
Требования к медико- социальному обеспечению |
к медицинскому обслуживанию; к формированию и наполняемости дошкольных групп; к прохождению профилактических осмотров персонала; к организации питания; к организации оздоровления |
4.1.-4.5. |
Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей |
3.8. Требования к психолого- педагогическим условиям |
||
Требования к информационно- методическому обеспечению |
информационное обеспечение; методическое обеспечение |
5.1.-5.2. |
должны быть созданы условия для консультативной поддержки, организационно- методическогосопровождения |
3.7. Требования к психолого- педагогическим условиям |
||
Требования к психолого- педагогическому обеспечению/ Требования к психолого- педагогическим условиям |
Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми; мониторинг детскогоразвития, организацию развивающих занятий с детьми; обеспечение единствавоспитательных,обучающих и развивающихцелей и задач; учет тендерной специфики развития детей; обеспечениепреемственности сначальной школой; построение взаимодействия с семьями. Создание системыорганизационно-методического сопровождения |
6.1.-6.8. |
уважение педагогов к человеческому достоинствувоспитанников; использование форм и методов работы с детьми. соответствующих психолого-возрастным и индивидуальнымособенностям детей; построениеобразовательного процессана основе взаимодействиявзрослых с детьми; поддержка педагогами положительного,доброжелательного отношения детей друг кдругу; поддержка инициативы и самостоятельности; возможность выбор детьмиматериалов, видовактивности, участниковсовместной деятельности иобщения;защита детей от всех формфизического и психическогонасилия;построение взаимодействияс семьями; создаются необходимые условия для диагностики икоррекции нарушенийразвития и социальной адаптации
|
3.1. Требования к психолого- педагогическ им условиям |
||
может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов совместно с педагогом-психологом и с согласия его родителей |
3.4. Требования к психолого- педагогическ им условиям |
|||||
Требования к финансовому обеспечению/ Требования к финансовым условиям |
|
|
Финансовые условия должны обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников |
3.19. Требования к финансовым условиям
|
||
Государственное (муниципальное) задание должно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
7. |
Объём финансового обеспечения определяется с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым |
3.20. Требования к финансовым условиям |
|||
Требования обеспечивают государственные гарантии прав граждан, возможность выполнения ФГТ в соответствии с гос./мун. заданием/сметой на основе нормативов финансирования образовательных услуг
|
7.
|
Финансовое обеспечение осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом
|
3.21. Требования к финансовым условиям
|
|||
Гос. (мун.) задание ...должно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества ... данных услуг размерам направляемых на эти цели средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ |
7 |
Финансовое обеспечение осуществляется с учётом распределения полномочий между региональными и местными уровнями власти. Местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях |
3.22. Требования к финансовым условиям 3.24. Требования к финансовым условиям |