• лого

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Эстетика питания

«Значение овощей и фруктов в детском питании. Эстетика питания»

дети пьют чайАвтор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

Большое значение при проведение процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

Важно помнить, что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол, создать максимальные удобства для всех детей. Такое скучное слово, как «Сервировка» может означать процесс творческий и приятный, сделать жизнь красивой, а обеды и ужины для детей превратить в особое удовольствие.

Каковы же классические правила сервировки стола? 
Это расстановка посуды! Тарелки и приборы должны ставиться в той последовательности, в которой будут подаваться блюда. Например: на тарелку для горячего ставится тарелка для закусок. Тарелочку для хлеба так же нужно поставить слева. Вилки и ножи располагаются тем дальше от тарелки, чем раньше они понадобятся. Т.е. вилка для салата окажется самой крайней, а ложка для горячего – последней, около тарелки. Десертные приборы кладутся сверху от тарелки. Ножи надо класть справа лезвием по направлению к тарелке, ложки – выпуклостью вниз, а вилки – слева от тарелки зубчиками вверх, чтобы не испортить скатерть. Суповые ложки можно класть справа, правее последнего ножа. Если подают сливочное масло к хлебу, то на тарелку для хлеба, которая должна располагаться слева от вилки, кладут маленький нож для масла. Расстояние между тарелками должно составлять приблизительно 60 см, а расстояние между тарелками и столовыми приборами, а так же между самими приборами – 0, 5 см.

Сервировать стол рекомендуется одинаковыми приборами и посудой. Если ее не хватает, то посуду другой формы и цвета следует размещать, через две - три тарелки от основного сервиза. Это будет выглядеть красиво. Все тарелки должны стоять на небольшом расстоянии от края стола, образуя прямую линию, параллельную краю.

Что отличает  сервировку детского стола?

Принцип тот же, но не стоит забывать, что перед вами дети, и они всегда ждут от любого приема  пищи чего необычного и удивительного. Для детей наверняка, можно найти и подобрать тарелки и бокалы с изображением «мультяшных» героев, забавные соломинки для напитков. Самые обычные салфетки могут стать веселыми, для этого каждую из них можно украсить корсетом из разноцветной бумаги, а сверху прикрепить по небольшой и незатейливой игрушке. На праздничный обед вместо белой традиционной скатерти можно расстелить цветную и нарядную. Для каждого малыша можно изготовить из цветной бумаги именные таблички в виде конфеты, ягодки, пирожного…

    Не забывайте, что детские блюда должны быть не только вкусными и полезными, но ещё красивыми и привлекательными.

    При сервировке стола для детей в дошкольном учреждении необходимо строго и неукоснительно соблюдать все технологии.

  • МИНИМАЛЬНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

 Стол любой формы делят по периметру на четыре равные части. Каждая равная часть стола рассчитана на одно посадочное место. Его сервируют пирожковой тарелкой, столовым ножом, вилкой, ложкой, бокалом или стаканом, салфетницей с бумажными салфетками, вазой с цветами. Слева по отношению к детям, которые займут места у сервировочного стола, отступив на 5 – 10 см, устанавливают пирожковую тарелку.

       Закусочные тарелки на стол не ставят, так как холодные закуски подают прямо в них. Но если при подаче холодных закусок, используют салатники, то воспитатель дополняет сервировку закусочной тарелкой. Слева от тарелки, в которую будет подано блюдо, располагают столовую вилку зубцами вверх, справа – столовый нож, лезвием к тарелке и столовую ложку углублением вверх.

      Отступив от края стола 2 см так, чтобы можно было поставить тарелку, посредине перед ребёнком ставят бокал или стакан. На середине стола располагают салфетницу с бумажными салфетками, сложенными таким образом, чтобы их легко можно было вынимать (размер салфеток 25 х 25 см). В невысокой фарфоровой или стеклянной вазе, на середину стола ставят небольшой букет цветов.

  • БОЛЕЕ ПОЛНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Её осуществляют при проведении праздничных мероприятий. Например, при организации праздника для каждого ребенка на расстоянии 2 см от края стола ставят мелкую столовую тарелку (подставную), на неё – закусочную. Справа так же лезвием к тарелке на расстоянии 2 см от края стола кладут закусочный нож, слева – закусочную вилку. (во взрослом питании столовый, рыбный, закусочный нож, слева – закусочную вилку). Слева за вилкой на расстоянии 5 – 10 см от края стола ставят пирожковую тарелку. Свёрнутую льняную салфетку кладут на закусочную тарелку. Количество бокалов и стаканов зависит от ассортимента напитков. Их ставят за тарелками в один ряд. Посредине стола симметрично ставят цветы в вазах и вазы с фруктами. Они определяют границы секции стола. Если закуски не ставят на стол, а подают в обнос, на стол за бокалами кладут десертные приборы: нож, ложку, вилку. Расположение десертных приборов может быть разным. Их можно расположить за стеклом в следующем порядке: параллельно кромке стола кладут нож ручкой вправо, на лезвие кладут вилку зубцами вверх, ручкой вправо к кромке стола, затем ложку углублением вверх, ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером) десертные приборы можно укладывать и справа над ножами, параллельно кромке стола, нож и ложку ручкой вправо, вилку между ними ручкой влево. Может быть и такой вариант: когда бокалы и стаканы располагают за ножами, а десертные приборы за закусочными тарелками.

      При сервировке национальных столов в сервировку может быть включена национальная посуда. 

  • СЕРВИРОВКА СТОЛА ДЛЯ ЗАВТРАКА

      Для каждого ребёнка ставят закусочную тарелку,  справа от которой располагают закусочный нож, лезвием к тарелке, слева закусочную вилку зубцами вверх, за закусочной тарелкой посредине бокал. На пирожковой тарелке подают белый и черный хлеб, тосты. Если подают горячие напитки, справа за закусочной тарелкой ставят чашку с блюдцем и чайной ложкой.

      Закуски могут быть поданы на стол заранее в многопорционной посуде, молочные продукты в стаканах, кипяченая вода, соки, фирменные напитки в кувшинах или графинах.

      На стол обязательно ставят вазу с цветами, салфетницу с бумажными салфетками или кладут полотняные салфетки. Если в меню есть фрукты, можно заранее поставить их на стол на подставке   ножи для фруктов, а фрукты подать в вазе.

  • ЧАЙНЫЙ СТОЛ

Его сервируют десертными тарелками, на который кладут полотняные цветные салфетки. Справа от десертной тарелки ставят чайную чашку с блюдцем, на блюдце кладут чайную ложку. Посредине стола ставят вазочку с цветами, сахарницу, чайники заварной, доливной, самовар.

     Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля. К тому же, сервировка стола должна сочетаться с меню. И, конечно, каждый предмет должен располагаться на своем месте.

  • СКАТЕРТЬ

Стол накрывают хорошо выглаженной белой скатертью. Под скатерть рекомендуется положить фланель или какую – нибудь другую тяжелую мягкую ткань: скатерть ляжет ровнее, стук тарелок и приборов смягчится. Скатерть, которой накрывают стол, должна гармонировать с салфетками, приборами, тарелками и бокалами.

  • ПОСУДА

По назначению посуду делят на два вида: ежедневного пользования и праздничную.

  • Ежедневно используют мелкие тарелки: закусочные, пирожковые, для вторых блюд и десертные. Глубокие тарелки для первых блюд. Чашки и бокалы – для чая, кофе, какао и компота. Тарелку по хлеб.
  • Для праздничного стола добавляются салатники, супница, овальные, круглые и десертные блюда для рыбы, домашнего жаркого.
  • Для чайного столика используют  чашки с блюдцами, чайники или кофейники, розетки для сахара или варенья,  блюдо и десертные тарелки для пирожков, печенья, пирожных, сахарницу с общими ложками или щипцами. К тарелочке с лимоном подают вилку.
  • САЛФЕТКИ

Салфетки непременный атрибут в сервировке стола, которые раскладываются сразу после размещения на столе посуды. Салфетку кладут каждому на пирожковую тарелку или размещают в виде разнообразных и красивых фигур в центре закусочной тарелки.

Нарядная и оригинально сложенная салфетка придаст даже скромному столу особенно привлекательный и праздничный вид.

  • При сервировке стола к завтраку, обеду или ужину обычно салфетки складываются вчетверо, треугольником, пополам или заворачивают рулетом.
  • Для торжественного, праздничного обеда или ужина допустимы более сложные формы складывания салфеток.

Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много времени и усилий:

Существует множество способов свертывания салфеток, как простых, так и требующих определенного мастерства. Но если вы освоите это искусство, дети будут в восторге.

  • СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Существует три основных набора столовых приборов: большой столовый, закусочный, десертный. В каждый входят ложка, вилка и нож, но их назначение и, соответственно, размеры разные.

Существуют ещё так называемые не основные приборы  для рыбы, салата, жаркого, овощей.

Лучшим украшением стола, особенно праздничного, являются цветы, поставленные в невысокие вазочки.

В процессе  сервировки, важно обращать внимание не только на красоту стола, но и эстетику оформления подаваемых блюд. Творческий подход в сервировке стола сделают каждый приём пищи для детей особенно аппетитным и необычным, они будут вспоминать их долго и с удовольствием. Все эти условия непременно поспособствуют возбуждению аппетита и создадут у воспитанников доброжелательный настрой по отношению друг к другу.  

Культура поведения за столом… Пожалуй, каждый родитель рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребёнку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика» питания. За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами(ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания. Чем раньше     сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее станут привычкой.

В  ДОУ культурно-гигиенические навыки приёма пищи  рассматриваются с учётом возрастных особенностей детей. Соблюдение детьми гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Большое внимание воспитатели должны уделять детям с пониженным аппетитом, необходимо учитывать индивидуальные вкусы и привычки.

Овощи и фрукты полезны всем: и взрослым, и детям. Они являются составной частью нашей пищи, делают питание разнообразным и полноценным. Наш организм не может обойтись без овощей и фруктов, так как они являются основными поставщиками минеральных веществ, витаминов и других элементов пищи, без которых наш организм нормально существовать не может. Овощи и фрукты имеют в своем составе вещества, которые отсутствуют в других продуктах и которые улучшают пищеварение, обмен веществ, помогают организму усваивать белки, жиры, углеводы других продуктов.

Большое значение при приготовлении пищи имеет нарезка овощей. Она способствует более равномерной их тепловой обработке, придаёт блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Правило нарезки овощей таковы. Если мы готовим щи, то капусту нарезаем соломкой, морковь и картофель брусочками, лук соломкой, полукольцами. Если капусту нарезам кубиками, то и картофель кубиками, морковь и лук кубиками.

Овощи нарезают механическим способом и вручную.

Нарезка вручную является трудоёмким процессом, поэтому для его облегчения широко применяют специальные инструменты или овощерезательные машины.

К простым наиболее распространённым формам нарезки относят соломку, брусочки, кубики, кружочки, ломтики, дольки. При нарезки вручную соломки и ломтиков применяют приём шинкования.

К сложным формам нарезки относят: бочонки, шарики, спирали, стружка, груши, чесночки. Сложные формы нарезают вручную, способом обтачивания.

Применяют приём карбования, формы звёздочки, гребешки. Сейчас широко используют карвинг – вырезание, художественная резьба, применяемая для украшения праздничных столов.

В ДОУ используют сложные нарезки для витаминных и праздничных столов.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое овощами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приёму пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздражённым или утомлённым.

За 20-30 минут до очередного приёма пищи детей  возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используют для создания у детей определённого настроя, располагающего к приёму пищи. Перед едой приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Дежурства помогают в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке, это начало всех начал.

Хочется обратить внимание на одежду дежурных и помощников воспитателей. Комплект подобран в соответствии с названием  группы, например, «Весёлый улей», «Земляничка», «Божья коровка».

Сотрудники ДОУ обращают внимание детей на красивый сервированный стол, на цветы в центре обеденного стола, творческое оформление блюд и постоянно поощряют попытки самих детей создать вокруг уютную обстановку.

Улучшению аппетита и повышению качества усвоения пищи способствует её разнообразие. С этой целью в ДОУ практикуется использование витаминных столов. В каждой группе витаминный стол оформлен в соответствии с тематикой группы, с учётом возрастных особенностей детей. На витаминном столе с учётом сезона представлено разнообразие салатов, овощей, соков.

Причём в процессе приобщения детей к этикету большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей ДОУ и родителей. В каждой возрастной группе имеется газета для родителей «Здоровячек» в которой предлагаются разные рубрики.

Одна из рубрик называется «Разговор о правильном питании». В данной рубрике два раза в месяц помещаются консультации и полезные советы для родителей по организации правильного питания детей. Вот примерные темы:

  • Памятка для родителей «Поведение за столом»;
  • Консультация «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусней»;
  • Полезные советы «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»;
  • Шпаргалка для родителей «Где найти витамины весной?»;

Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников. В начале этого учебного года проводилась выставка «Дары осени», на которой родители представили свои таланты.

На семинаре мы представляем вашему вниманию тематический стол «Детский день рождения». При организации детского дня рождения не обойтись без творческой фантазии и таланта импровизации. Подготовка часто отнимает много времени, зато доставляет огромное наслаждение: вы будто попадаете в собственно детство. Заполните праздничный стол вещами, от которых радостнее бьются детские сердца, - вы обеспечите себе и своим детям незабываемый праздник.

На витаминном столе представлены три новых варианта, которые мы используем в ДОУ. Меню витаминных столов вы увидите на экране.

Аппетит ребёнка, его настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей. Поэтому сотрудникам ДОУ важно помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения и необходимо обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребёнку и тогда успех будет обеспечен!

Улучшению аппетита и повышению качества усвоения пищи способствует её разнообразие. С этой целью в ДОУ практикуется использование витаминных столов. В каждой группе витаминный стол оформлен в соответствии с тематикой группы, с учётом возрастных особенностей детей. На витаминном столе с учётом сезона представлено разнообразие салатов, овощей, соков. 

Большое значение при организации питания в ДОУ уделяется работе с родителями. Стало традицией в начале учебного года устраивать совместные выставки с родителями. К каждой выставке разработано положение, согласно которому происходит оценивание и награждение участников.

Помните, что в наших силах обеспечить детям запас сил и здоровья на долгие годы, ведь сбалансированное, правильно организованное, богатое витаминами питание-залог здоровья и правильного развития детей.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей