Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Родительский вестник
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Здоровьесберегающая направленность
- Категория: Педагогический вестник
- Обновлено 02.12.2014 10:12
- Создано 02.12.2014 10:12
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 3321
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна
Содержание оздоровительных задач, направленных на охрану жизни и укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливание ребенка дошкольного возраста, являются приоритетными. Исходя из особенностей развития детского организма, содержание задач укрепления здоровья определяется конкретно по каждой функциональной системе.
Группа задач, касающаяся костно-мышечной системы, формируется из необходимости содействия правильному и своевременному окостенению, формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы, укреплению связочно-суставного аппарата и мышц.
Функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей дошкольного возраста требует постановки задач, направленных на совершенствование способности приспосабливаться к изменяющейся нагрузке, укреплению сердечной и дыхательных мускулатур.
На основе принципа гармоничного развития в дошкольном возрасте я на своих занятиях подбираю средства таким образом, чтобы обеспечить решение задач, касающихся комплексного развития всех физических качеств.
Основным средством воздействия на перечисленные системы жизнеобеспечения являются физические упражнения и режим их применения. В результате применения физических упражнений в организме происходят различного рода изменения, которые в первую очередь должны отвечать требованиям создания оптимальных условий для развития и роста ребенка. Повторяемость применения физических упражнений на занятиях по физической культуре позволяет, с одной стороны, оказывать необходимое биологическое воздействие на организм ребенка и изменять его физическое состояние, с другой стороны – передавать двигательный опыт.
Выполнение физических упражнений связано с определенным чередованием напряжения и расслабления мышц. Уточним роль мышц как активной части опорно-двигательного аппарата. У детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник, и для его удержания требуется большое напряжение мышц.
На своих занятиях обучение основным движениям я провожу в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;
- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем;
- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной и горизонтальной плоскостей;
- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.
Например, наклоны головы в стороны: медленные наклоны головы в правую (левую) сторону. Задержаться в этом положении на 30 секунд (от трех до пяти глубоких дыхательных движений).
Необходимо помнить, что в большинстве случаев ребенка трудно заставить удерживать нужное положение в течение 30 секунд, равномерно дышать и правильно выполнять движение. Поэтому на моих занятиях по физической культуре первоочередными задачами становятся:
- учить расслаблению мышц в сочетании с выдохом;
- учить копировать движения инструктора по физической культуре.
Решение указанных задач требует определенной постепенности. На занятиях по физической культуре я сначала создаю представление об упражнении. Затем ребенок начинает копировать движение. Одновременно я учу расслаблять группы мышц, участвующих в движении. Затем, по мере усвоения элементов техники, добиваюсь выполнения упражнения в медленном темпе с соблюдением правил. И последний этап – это выполнение упражнения в сочетании с выдохом и расслаблением.
Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. В своей работе я стараюсь выбирать альтернативные, «правильные» упражнения, которые способствуют развитию силы и эластичности мышц, да и просто удобные для выполнения. Например, традиционные наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками, направленные на растяжение задней поверхности бедра, я заменяю наклоном вперед с опорой на пятку выставленной вперед ноги. При этом происходит снижение давления на межпозвоночные диски и коленные суставы. Также для снижения сверхнагрузок на коленные суставы я ограничиваю сгибание колен до прямого угла и не даю выступать им за уровень носка. Кроме того, для уменьшения риска травмирования в локтевых суставах необходимо исключить переразгибание в них и сохранять локти «мягкими».
Ограничение амплитуды я ввожу и при выполнении маха ногами. Ограничиваю высоту маха до 90 градусов, сосредоточив внимание на скорости и контроле. Высокий мах вызывает оседание тела в талии и давление на поясничный отдел.
Очень травмоопасным для шейного отдела является упражнение «плуг», когда в и.п. лежа на спине происходит касание пола ногами за головой. Это упражнение направлено на растяжение мышц спины, и как вариант замены я ввожу кошачий стретч, когда из и.п. стоя на коленях с опорой на руки медленно округляется спина и втягиваются мышцы живота. Неправильным является одновременное поднимание прямых ног в и.п. сидя и лежа: вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел и является крайне дискомфортным. На своих занятиях я ввожу данное упражнение через фазу сгибания и выпрямления ног.
Травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника оказывают следующие упражнения: в и.п. стоя на коленях с опорой на руки махи ногой назад и лежа на животе прогибание туловища назад. В первом упражнении я меняю исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной и не допускается прогиба в пояснице. Во втором упражнении, направленном на растягивание мышц живота, я ввожу разноименное поднимание рук и ног в том же и.п.
Упражнение на силу мышц живота мы с детьми выполняем в положении лежа на спине с согнутыми ногами и туловище поднимаем до уровня 30 градусов к поверхности пола. При этом не замыкаем руки за головой, так как это может создать давление на шейный отдел позвоночника. Вне этой позиции мышцы живота не получают должной нагрузки, они перекладываются на другие части тела.
Детям дошкольного возраста свойственны анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы: костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. В результате может появиться плоскостопие. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, я одновременно с обучением структуре движения ввожу алгоритм упражнений, направленных на укрепление мышц.
В первом блоке я решаю задачу развития силы мышц стопы. Для этого использую упражнения в исходном положении сидя и лежа. Интенсивность выполнения – низкая, объем упражнений составляет порядка 6-7 с выполнением каждого 3-4 раза. По содержанию это различные захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание и разгибание пальцев ног.
Во втором блоке я решаю аналогичные задачи, но упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляю ходьбу на носках, на наружном своде стопы, бег челночный, на короткие дистанции (10 м), «змейкой». Интенсивность упражнений увеличиваю, объем снижаю. Время выполнения упражнения – примерно 15 секунд, интервал времени на упражнение всего блока -3-4 минуты.
В третьем блоке я решаю задачу укрепления мышц голеностопа и голени. Использую следующие упражнения: покачивания на носках, ходьба на носках на месте, ходьба на носках с высоким подниманием колена, перекаты с пятки на носки; бег на месте на носках, бег на месте на носках с высоким подниманием колена, прыжки на двух ногах с продвижением вперед (на матах).
В данном блоке использую метод стандартно-интервального упражнения. Время повторения упражнения составляет 5-6 секунд, интервал отдыха – 15 секунд. Во время отдыха дети выполняют махи расслабленной ногой в положении лежа и стоя.
И в четвертом блоке упражнений решаю комплексно задачи по укреплению силы мышц ног и формированию навыка рациональной технике ходьбы, бега и прыжков. Для этого использую следующие упражнения: прыжки толчком двумя ногами в длину на матах до ориентира, последовательное выполнение прыжков через несколько предметов высотой 10-15 см, также на матах, спрыгивание с предмета высотой 25 см с дальнейшим выпрыгиванием, запрыгивание на батут и выполнение прыжка вниз с дальнейшим выпрыгиванием, бег на короткие дистанции (10-20м), выполняемый на передней части стопы.
Литература
- Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения.
- Лукина Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания.
- Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений.
- Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности.