Добро пожаловать
Безопасность
Педагогический вестник
Коррекционно-развивающая деятельность. Инклюзия
Консультационная помощь родителям
Специальная оценка условий труда
Интерактивные опросы
Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?
Проголосовали: 20
Родительский вестник
Нам важно Ваше мнение
Противодействие коррупции
Словообразование
- Категория: Педагогический вестник
- Обновлено 12.01.2015 10:20
- Создано 12.01.2015 10:20
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 27
- Просмотров: 3832
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Автор-составитель:
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
Баженова Ольга Юрьевна
Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее о темах занятий и типах игр будет рассказано ниже.
В ряде случаев ребенок может неправильно произносить слова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данном разделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры.
КАК ПРОРАБАТЫВАТЬ ТЕМЫ
- каждую тему нужно прорабатывать не менее недели
- занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно
- перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев)
- способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показать предмет
- подберите ребенку стихотворения по каждой теме
ТИПЫ ИГР
Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Что бывает в это время года
Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).
Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
Один - много
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Чудесный мешочек
Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.
Назови ласково
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.
Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
Загадки Зайца
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
Что пропустили
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.
Разрезные картинки
Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.
Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.
Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).
Что убрали
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.
Чего не хватает
Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.
Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава).
Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.
Какой предмет лишний
Цель: расширить словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.
Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.
Игры на развитие правильного употребления предлогов
Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на..., под..., около..., за..., в..., над...».
Собери фигуру
Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.
Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.
Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Осень
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.
Игры:
- «Что бывает осенью»
- «Один - много»
- «Какой предмет лишний»
Весна
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики.
Игры:
- «Что бывает весной»
- «Какой предмет лишний»
- «Назови ласково»
- «Разрезные картинки» (кораблик)
Зима
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.
Игры:
- «Что бывает зимой»
- «Какой предмет лишний»
- «Назови ласково»
- «Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков)
Праздник Новогодней Ёлки
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек.
Игры:
- «Один - много»
- «Назови ласково»
- «Что на елке, что под елкой» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под»)
- «Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников)
Лето
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.
Игры:
- «Что бывает летом»
- «Один - много»
- «Какой предмет лишний»
- «Назови ласково»
- «Игры с водой» (покажите ребенку на примерах различие между глаголами «наливать, выливать, переливать, доливать, лить»)
Овощи
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.
Игры:
- «Чудесный мешочек» (оба варианта);
- «Один - много»
- «Назови ласково»
- «Загадки Зайца»
- «Что пропустили»
- «Поваренок" (попросите ребенка приготовить вам салат из овощей; ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это угощение; ключевые слова - «брать, мыть, чистить, резать, варить»)
Фрукты
Тема прорабатывается аналогично теме «Овощи».
Игрушки
Игры:
- «Загадки Зайца»
- «Один - много»
- «Назови ласково»
- «Что убрали»
- «Чудесный мешочек» (2 вариант)
- «Разрезные картинки» (матрешка)
- «Чего не хватает» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса)
Одежда
Игры:
- «Один - много»
- «Назови ласково»
- «Чего не хватает» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
- «Кто во что одет» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать ему наводящими вопросами)
- «Уложим куклу спать» (ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Потом снять маечку. Потом снять колготки и т.д.»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?»)
- «Кукла проснулась» (игра, противоположная предыдущей)
- «Нарядим куклу» (приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы...»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава? А где карманы?...»)
Чайная посуда
Игры:
- «Один - много»
- «Что убрали»
- «Разрезные картинки» (чашка, блюдце)
- «К кукле пришли гости» (взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и просит накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца...»; затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?...»)
- «Ложка и стакан» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за», «из»; взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах по примеру: «Я положил ложку В стакан. Я вынул ложку ИЗ стакана. Я положил ложку ЗА стакан...»)
Дом
Игры:
- «Один - много»
- «Назови ласково»
- «Мой дом» (на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома - окно, стена, крыша, дверь, труба; определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа «Через какую часть дома люди заходят и выходят?...»)
- «Кошкин дом» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «на», «из», «под»; приготовьте игрушечный дом и кошку или их картонные заменители; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости)
- «Разноцветная улица» (приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и постройте вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов)
- «Строитель» (постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия по примеру: «Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу...»; задавайте ребенку вопросы типа «Что мы поставили сейчас? Какого цвета кубик?...»; можно усложнить игру, построив целый город)
Мебель
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена.
Игры:
- «Один - много»
- «Назови ласково»
- «Спрячь мячик» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «около», «на», «за», «под»; ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул...»)
- «Мастер» (ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сейчас мы сделаем стул для куклы. Мы будем строить стул из кирпичика и кубика. Какого цвета кубик?...»)
Человек
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают; например: «Это глаза. Они нужны для того, чтобы смотреть. Глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться.»
Игры:
- «Один - много" (части тела)
- «Назови ласково»
- «Доктор» (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова/нога/рука; врач должен осмотреть больного и полечить его; затем пациент и доктор меняются ролями)
- «Два и две» (игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две»; объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов)
Домашние животные
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»
Игры:
- «Один - много»
- «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник и кружок)
- «Назови ласково»
- «Помоги маме найти своих детенышей» (ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)
- «Кто где спрятался» (игра на обучение правильному употреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом...")
- «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)
- «Кто чем питается» (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)
Домашние птицы
Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».
Дикие животные
Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».
Насекомые
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.
Игры:
- «Один - много»
- «Разрезные картинки»
- «Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)
Птицы
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.
Игры:
- «Один - много»
- «Собери фигуру» (голубятня: квадрат и треугольник)
- «Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)
Транспорт
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.
Игры:
- «Один - много»
- «Чудесный мешочек» (1 вариант)
- «Где сейчас машина» (игра на тренировку предлогов; «Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом...»)
- «Собери фигуру» (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат)
ОТРАБОТКА «СЛОЖНЫХ» СЛОВ
- прошагай слово
Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова. - поднимись по лесенке
Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым. - посадим деревья
Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для посадки деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями.
Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива. - магазин овощи-фрукты
Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника. - зоопарк
Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.
Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.