• лого

Добро пожаловать

Азбука права

Азбука права

Безопасное детство

Специальная оценка условий труда

Независимая оценка качества

Опросы граждан Тольятти

Вопросы

Интерактивные опросы

Как Вы оцениваете уровень коррупциогенности в детском саду?

низкий - 60%
средний - 0%
не знаю - 25%
высокий - 10%

Проголосовали: 20
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Авг 2023 - 00:00

50 плюс

Противодействие коррупции

Год семьи

Развитие мелкой моторики

солнышко из ладошек

 Развитие мелкой моторики по лексическим темам

Автор-составитель:
учитель - лоопед 
Дрюкова Нина Олеговна


Предложенные детям игры направлены на развитие кинетической и кинестетической координации движений (это пальчиковые гимнастики, игры на складывание различных предметов из природного (бросового) материала, рисование, графические диктанты). Упражнения подбирались с учетом возрастных особенностей. Для тренировки пальцев рук используются упражнения и без речевого сопровождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Я отслеживаю правильную постановку кисти руки ребенка и четкость переключения с одного движения на другое. Указания даю спокойно, доброжелательным голосом.
Ягоды
Здравствуй
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несем,
Всю тебя мы соберем.
Методические указания. Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
Травка
Ветерок шуршит травой,
Прячет ягодку от нас,
Только мы ее найдем,
На варенье соберем.
Методические указания. Ладони повернуты к себе, пальцы раздвинуты. Интенсивное «трепетание» пальцами.
Ягоды
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника. (указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке)
Запомнил я наконец.
Что это значит? (приподнимают плечи, удивляются)
Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперед).
Загадка
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь спелая.
Выложить в ряд, чередуя фасоль и бобы, геометрические фигуры, различные фигуры.
Зайка
Под высокою сосной
Сидит заинька косой.
Методические указания. Одна рука сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.
Деревья
Друг от друга деревья росли далеко, (пальцы обеих рук растопырены)
Человеку пройти этот путь нелегко (левой рукой выставить указательный и средний пальцы, остальные в щепоть)
Только корни двух елей однажды сплелись (пальцы обеих рук сплетаются)
Будто дерева два навсегда обнялись.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Шарик
Надуваем быстро шарик – Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел – ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение.
Петушок
Петушок, петушок,
Сколько стоит гребешок?
Нет, нет, нет – не продам,
Разбегайтесь по домам.
Методические указания. Поочередное вкладывание монеток то правой, то левой рукой в сплетенные пальчики. При произнесении слов нет, нет, нет – не продам зажимаются ладошки и выполняются потрясывающие движения.
Скакалочка
Я скачу, я верчу новую скакалку.
Захочу, обскочу Галку и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком, да на правой ножке.
Методические указания. Руки перед грудью ладонями вниз. Большие пальцы направлены друг на друга, остальные пальцы сжаты в кулаки. Выполнять круговые движения большими пальцами ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, затем в другую.
Вертолет
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Методические указания. Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти.
Овощи
Засолка капусты
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).
Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
Морковка
Не морковка – загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.
Методические указания. Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.
В корзиночке
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке (дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец (сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина молодец! (показывают большой палец)
Игра.
Выложить горошком по нарисованному контуру.
Загадка. Хотя и сахарной зовусь,
От дождя я не размокла,
Кругла, крупна, сладка на вкус,
Узнали вы? Я … (свекла)
Фрукты
«Апельсин»
Мы делили апельсинМного нас, а он один ( Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты). Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут).
Эта долька для чижа. ( Отогнуть безымянный палец).
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец).
Эта долька для котят(Отогнуть указательный палец).
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец).
А для волка – кожура. ( Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру).
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы).
Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами).
«Слива»Мы пришли в фруктовый сад,
Стали сливы собирать.
Сливы, сладкие как мед,
Сами просятся к нам в рот.
Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Методические указания. Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Дикие животные
Детки
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок, (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
А этот спешит, ковыляет спросонок.
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем).
Зайцы
Скачет зайка косой (указательный палец и средний вверх, остальные в щепоть – правой рукой).
Под высокой сосной (пальцы широко раздвинуты – правой рукой).
Под другою сосной (на левой руке пальцы раздвинуты).
Скачет зайка второй (на левой руке указательный и средний пальцы вверх, остальные в щепоть)
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Методические указания. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Методические указания. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных. Средних, безымянных пальцев и мизинцев.
На лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Методические указания. Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно.
Домашние животные
Довольные мамы
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Методические указания. Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.
Мамы и детки
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок. (Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца).
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! (Показывают пальчики, играя ими).
Козы
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит,
Колокольчиком звенит.
Методические указания. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки; соединить большой и указательный палец, остальные вытянуть.
Утята
Раз-два – шли утята.
Три-четыре – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко – громко запищал:
-Пи – пи – пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
Методические указания поочередно сгибать все пальцы правой руки (затем левой рукой) начиная с большого, а со звуков «пи-пи-пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Осень
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля. (поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре –
(Руки сжимают в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе. (разводят руками перед собой)
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя.
Фигурки из палочек.
Мельница крыльями
Машет вдали –
Будет мука,
Чтоб пирог испекли.
Выложить мельницу в форме солнца
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний буке отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Семья
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Методические указания. Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Кто приехал
Методические указания. Пальцы обеих рук складывают кончиками вместе.
Кто приехал? (Быстро хлопаем кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы 1 (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают друг друга).
Мама, мама! Это ты? (хлопки кончиками сначала больших пальцев, затем указательных).
Папа, папа! Это ты? (хлопки кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (хлопки кончиками средних пальцев).
Братец, братец! Это ты? (хлопки кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопки кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка! Это ты? (хлопки кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (Хлопки мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопки всеми пальцами).
Моя семья
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши.)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши.)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я. (поочередное поглаживание – массаж – всех десяти пальцев.)
Вот и вся моя семья!
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Методические указания. Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, их надо поднести к глазам.
Весна
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель. (ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Приближается апрель.
«Ласточка»
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
Методические указания. На каждую строку больший палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.
«Весна»
Иди, весна, иди красна, (дети пальчиками «идут» по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Встреча птиц
В стороны руки: ими помашем – это к нам птицы, с юга летят. (махи кистями рук на себя, вверх – вниз)
Мы их так ждали, смастерили скворечник. (стучим кулачок о кулачок)
Летите к нам, птички, летите, малышки! (делаем «птичку» пальцами).
Мы вас так ждали холодной зимой. («Птичка» машет крылышками).
Школа
Мы писали
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики. (пальчики скачут по столу. Растопырить пальцы, ладони вверх)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок. (пальчики скачут по столу)
Ветер травушку качает, влево-вправо наклоняет. (легкие движения кистями влево, вправо)
Вы не бойтесь ветра, зайки! (погрозить пальцем)
Веселитесь на лужайке! (весело хлопать в ладоши)
Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Методические указания. Ладони вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, его можно вращать.
В школу
В школу осенью пойду. (дети «шагают» пальчиками по столу).
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. (грозят указательным пальчиком правой руки)
Зима
Погреемся
Наши ручки замерзают. (кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (разжать кулачки, хлопать в ладоши).
Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть. (прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь)
Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем. (греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки).
Лед
Чтоб на льду не растянуться (ладони перед собой, пальцы сжаты)
Лег Андрюшка на живот (положить ладони на стол)
Ведь не может поскользнуться кто не ходит, а ползет. (ладони тихо скользят – ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь).
Игра
Зимним утром от мороза
За заре звенят березы.
Методические указания. Руки тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы подняты и растопырены. Произнося текст, шевелить кистями рук и пальцами.
Зимующие птицы
Голуби
Мы распахнем пошире дверь и выпустим на волю голубей. (руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны ладонями вверх)
И, крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко. (махи руками– имитация полета голубей)
Вернувшись из полета, воркуют друзья: жить без свободы птицам нельзя. (выполняют «птичку»: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими)
Воробьи
Пять воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроем и немного устали,
Один улетел, а двое остались,
Сидели вдвоем и снова скучили,
Один улетел, и остался один.
Один посидел, да и взял улетел.
Методические указания. Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному.
Птичка
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошки.
Методические указания. Ладони перекрещены и повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга) – голова птички, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Филин
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу-бу-бу».
Методические указания. Руки, сжатые в кулаки, прижаты. Большие пальцы вверх – ушки; указательные пальцы показывают на грудь – нос. Шевелить большими пальцами.
Насекомые
Божья коровка.
Божьей коровки папа идет. (всеми пальцами правой руки «шагать» по столу).
Следом за папой мама идет. (всеми пальцами левой руки «шагать» по столу).
За мамой следом детишки идут, вслед за ними малышки бредут («шагаем» обеими руками одновременно).
Красные юбочки носят они (поджать ладони, пальцы плотно прижаты).
Юбочки с точками черненькими. (постучать указательными пальцами по столу).
На солнышко они похожи, встречают дружно новый день. (изобразить пальцами солнышко)
А если будет жарко им, то спрячутся все вместе в тень. (спрятать пальцы обеих рук в кулачки).
Осы
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.
Методические указания. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Методические указания. Пальцы сжаты в кулак. Указательный и мизинец развести в стороны и пошевелить ими.
Бабочка
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Методические указания. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

 

Сюжетно-ролевая игра

ребенок и игрушки

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Задачи педагога

  1. Сформировать у детей умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом.
  2. Связывать два – три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым, а затем сверстником.

Последовательность формирования игровых умений у детей раннего возраста с учетом изменения характера участия в ней ребенка.

  1. Привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера – взрослого.
  2. Привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами.
  3. Ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера  - сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий. 

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Задачи педагога

  1. Сформировать умения ребенка принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера.
  2. Сформировать умение реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера игрушку.
  3. Сформировать умение развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником.

Последовательность формирования игровых умений у детей 4-го года жизни.

  1. Первоначально формировать ролевое поведение используя парные взаимодополнительные роли (для начала хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике: мама – дочка, бабушка – внучка, мама – сынок, а также пары: доктор – больной, продавец – покупатель и т.п.)
  2. При появлении « независимой» роли в свободной игре ребенка, взрослый подключается к его игре, используя дополнительную по смыслу роль, переводя его от простого подражания к более сложной игре с осознанием своей условной позиции.

Общие принципы.

Воспитатель играет вместе с детьми; он развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого использует сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму); ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партера (сюжетную игрушку, взрослого, ребенка).

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Задача педагога

  1. Переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре.
  2. Формирование умений у детей изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
  3. Формировать умение менять игровую роль и обозначат свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Условия, необходимые для формирования игровых умений детей 5-го года жизни.

  1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными.
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
  3. Сюжет не должен быть «задан», спланирован для ребенка заранее. 

Воспитатель:

-         вступает в ролевое взаимодействие со многими детьми;

-         активизирует ролевой диалог.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Задача педагога

  • Формирование у детей нового, более сложного способа построения игры – совместного сюжетосложения.

Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Последовательность изменения характера игры-придумывания воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.
  2. Частичное преобразование известной сказки.
  3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов
  4. Развертывание нового сюжета с разно контекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
  5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

ИГРА-ПРИДУМЫВАНИЕ.

Игра-придумывание должна занимать каждый раз не более 10-15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель включает в нее 3-4 ребенка. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес пропадает.

   На более поздних этапах дети развертывают игру, в которой берут на себя роли, принадлежащие к разным смысловым сферам (разно контекстные роли): принцесса и милиционер; космонавт и учитель и т.п.

     Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель начинает играть, «приписывая» себе роль «мамы»: «Искупаю свою дочку. Я – мама. Здесь у меня ванная комната. Сейчас, дочка, я тебя накупаю, полью теплой водичкой из душа…» и т.п. Пообщавшись, таким образом с персонажем-игрушкой воспитатель вовлекает  в игру одного из детей.

    Процедура купания может продолжаться 2-3 раза с персонажами, которых могут предлагать воспитателю дети. После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть мамой?»

    Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я – мама, искупаю дочку», «Я – доктор. Полечу больного.».) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли, разговор с ним.

1. Первоначально педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол, зайчиков и других персонажей. Воспитатель усаживает за столик зайку (мишку, куклу, размером не менее 50 см), ставит на стол игрушечную тарелку, кладет ложку (соответствующих кукле размеров). Обращаясь к детям, говорит: «Вы играете, и я поиграю с зайкой. Я сейчас его покормлю, он хочет кушать. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, зайка!». Берет ложку и несколько раз (5-6) подносит ее ко рту зайки. При этом воспитатель разговаривает с зайкой.

Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекает внимание детей. Малыши внимательно наблюдают за игрой взрослого: одни подходят к нему, другие – «замирают» на месте и, отвлекшись от своих игрушек, следят  за действиями воспитателя.

2. Далее воспитатель вовлекает в свою игру детей: «Давай играть. Садись рядом с зайкой. Я вас кормить буду!» Воспитатель «кормит» всех поочередно. Делает он это полушутя, улыбаясь, давая понять малышам, что все это понарошку, а не серьезная процедура игры.

В игру можно включить еще одного ребенка. «Я не успеваю всех кормить сразу, помоги мне покормить зайку».

3. Основными партнерами, на которых непосредственно направлены формирующие воздействия взрослого, являются двое детей. Воспитатель «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Игровая среда.

Важно в этот период обеспечить малышам возможность развернуть игровые действия с куклой (мишкой, зайкой) самостоятельно.

Для этого нужно посадить несколько игрушечных персонажей за столы (в удобном для детей месте), поставить перед ними тарелки, положить ложки (игрушечные, больших размеров, даже настоящие чайные) или подготовить пару игрушечных кроваток и стульчиков, а рядом посадить кукол (мишек, зайчиков) и т.д.

На данном этапе игровые предметы, используемые воспитателем в игре, должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее. Условность, мнимость игровой ситуации подчеркивается тем, что воспитатель в своей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормят кашей, которой нет, моют водой, которая не течет из игрушечного крана и т.п. При этом сам предмет, которым оперирует ребенок, пока еще должен быть очень похож на настоящий.

Игровая среда.

      Для обозначения игрового пространства могут использоваться различные модули, веревочки или просто стульчики. Для обозначения роли – минимальное количество атрибутов, чтобы легко было переключиться на новую роль. Атрибуты  не должны отвлекать ребенка от ролевого взаимодействия.

Игровая среда.

На следующем этапе формирования игровых умений у детей 3-го года жизни, предметно-игровая седа при сохранении стабильных ключевых игровых предметов (игрушечные персонажи, кухонная плита, кроватки для укол и т.п.) пополняется игрушками – заместителями ( палочками, кубиками, коробочками и т.п.) .

Следует учитывать, что дети, особенно раннего возраста нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах: сюжетных игрушках, копирующих настоящие вещи. Поэтому в игровой среде предметы-заместители дополняют, а не исключают сюжетные игрушки.   

По мере овладения детьми условными игровыми действиями воспитатель может направлять ребенка на дополнение по смыслу условных действий сверстников, т.е. переводить детей к элементарному взаимодействию. Участвуя в игре, воспитатель развертывает небольшой сюжет  таким образом, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику, он как бы «замыкает» детей друг на друге.

 

 

Словообразование

буквы

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия. Подробнее о темах занятий и типах игр будет рассказано ниже.

В ряде случаев ребенок может неправильно произносить слова со сложной слоговой структурой. Имеет место нарушение порядка слогов, некоторые из них опускаются, либо добавляются новые звуки и слоги. В данном разделе приведены игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры.

КАК ПРОРАБАТЫВАТЬ ТЕМЫ

  • каждую тему нужно прорабатывать не менее недели
  • занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно
  • перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку (например, на осенней прогулке показать ребенку листья с различных деревьев)
  • способ выполнения ребенком упражнения зависит от уровня его речевого развития: если ребенок не говорит, он должен показать предмет
  • подберите ребенку стихотворения по каждой теме

ТИПЫ ИГР

Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

Что бывает в это время года
Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).
Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

Один - много
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

Чудесный мешочек
Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Назови ласково
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.
Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Загадки Зайца
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Что пропустили
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

Разрезные картинки
Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.
Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.
Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

Что убрали
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

Чего не хватает
Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.
Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава).
Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

Какой предмет лишний
Цель: расширить словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.
Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

Игры на развитие правильного употребления предлогов
Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.
Оборудование: предметы по теме.
Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на..., под..., около..., за..., в..., над...».

Собери фигуру
Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.
Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.
Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Осень
Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.
Игры:

  • «Что бывает осенью»
  • «Один - много»
  • «Какой предмет лишний»

Весна
Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики.
Игры:

  • «Что бывает весной»
  • «Какой предмет лишний»
  • «Назови ласково»
  • «Разрезные картинки» (кораблик)

Зима
Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.
Игры:

  • «Что бывает зимой»
  • «Какой предмет лишний»
  • «Назови ласково»
  • «Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков)

Праздник Новогодней Ёлки
Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Что на елке, что под елкой» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под»)
  • «Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников)

Лето
Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.
Игры:

  • «Что бывает летом»
  • «Один - много»
  • «Какой предмет лишний»
  • «Назови ласково»
  • «Игры с водой» (покажите ребенку на примерах различие между глаголами «наливать, выливать, переливать, доливать, лить»)

Овощи
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.
Игры:

  • «Чудесный мешочек» (оба варианта);
  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Загадки Зайца»
  • «Что пропустили»
  • «Поваренок" (попросите ребенка приготовить вам салат из овощей; ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это угощение; ключевые слова - «брать, мыть, чистить, резать, варить»)

Фрукты
Тема прорабатывается аналогично теме «Овощи».

Игрушки
Игры:

  • «Загадки Зайца»
  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Что убрали»
  • «Чудесный мешочек» (2 вариант)
  • «Разрезные картинки» (матрешка)
  • «Чего не хватает» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса)

Одежда
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Чего не хватает» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)
  • «Кто во что одет» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать ему наводящими вопросами)
  • «Уложим куклу спать» (ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Потом снять маечку. Потом снять колготки и т.д.»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?»)
  • «Кукла проснулась» (игра, противоположная предыдущей)
  • «Нарядим куклу» (приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы...»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава? А где карманы?...»)

Чайная посуда
Игры:

  • «Один - много»
  • «Что убрали»
  • «Разрезные картинки» (чашка, блюдце)
  • «К кукле пришли гости» (взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и просит накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца...»; затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?...»)
  • «Ложка и стакан» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за», «из»; взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах по примеру: «Я положил ложку В стакан. Я вынул ложку ИЗ стакана. Я положил ложку ЗА стакан...»)

Дом
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Мой дом» (на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома - окно, стена, крыша, дверь, труба; определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа «Через какую часть дома люди заходят и выходят?...»)
  • «Кошкин дом» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «на», «из», «под»; приготовьте игрушечный дом и кошку или их картонные заменители; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости)
  • «Разноцветная улица» (приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и постройте вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов)
  • «Строитель» (постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия по примеру: «Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу...»; задавайте ребенку вопросы типа «Что мы поставили сейчас? Какого цвета кубик?...»; можно усложнить игру, построив целый город)

Мебель
Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Назови ласково»
  • «Спрячь мячик» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «около», «на», «за», «под»; ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул...»)
  • «Мастер» (ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сейчас мы сделаем стул для куклы. Мы будем строить стул из кирпичика и кубика. Какого цвета кубик?...»)

Человек
Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают; например: «Это глаза. Они нужны для того, чтобы смотреть. Глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться.»
Игры:

  • «Один - много" (части тела)
  • «Назови ласково»
  • «Доктор» (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова/нога/рука; врач должен осмотреть больного и полечить его; затем пациент и доктор меняются ролями)
  • «Два и две» (игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две»; объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов)

Домашние животные
Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?...»
Игры:

  • «Один - много»
  • «Собери фигуру» (конура: квадрат, треугольник и кружок)
  • «Назови ласково»
  • «Помоги маме найти своих детенышей» (ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их...»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)
  • «Кто где спрятался» (игра на обучение правильному употреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом...")
  • «Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)
  • «Кто чем питается» (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)

Домашние птицы
Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».

Дикие животные
Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».

Насекомые
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Разрезные картинки»
  • «Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Птицы
Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Собери фигуру» (голубятня: квадрат и треугольник)
  • «Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Транспорт
Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.
Игры:

  • «Один - много»
  • «Чудесный мешочек» (1 вариант)
  • «Где сейчас машина» (игра на тренировку предлогов; «Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом...»)
  • «Собери фигуру» (грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат)

ОТРАБОТКА «СЛОЖНЫХ» СЛОВ

  • прошагай слово
    Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.
  • поднимись по лесенке
    Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.
  • посадим деревья
    Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для посадки деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями.
    Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.
  • магазин овощи-фрукты
    Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
    Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
    Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.
  • зоопарк
    Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.
    Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

 

Консультация 2

текст

Здоровьесберегающая направленность

дети делают физические упражнения

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Автор-составитель:
заместитель заведующего 
по воспитательно-методической работе 
Баженова Ольга Юрьевна

Содержание оздоровительных задач, направленных на охрану жизни и укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливание ребенка дошкольного возраста, являются приоритетными. Исходя из особенностей развития детского организма, содержание задач укрепления здоровья определяется конкретно по каждой функциональной системе.

Группа задач, касающаяся костно-мышечной системы, формируется из необходимости содействия правильному и своевременному окостенению, формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы, укреплению связочно-суставного аппарата и мышц.

Функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей дошкольного возраста требует постановки задач, направленных на совершенствование способности приспосабливаться к изменяющейся нагрузке, укреплению сердечной и дыхательных мускулатур.

На основе принципа гармоничного развития в дошкольном возрасте я на своих занятиях подбираю средства таким образом, чтобы обеспечить решение задач, касающихся комплексного развития всех физических качеств.

Основным средством воздействия на перечисленные системы жизнеобеспечения являются физические упражнения и режим их применения. В результате применения физических упражнений в организме происходят различного рода изменения, которые в первую очередь должны отвечать  требованиям создания оптимальных условий для развития и роста ребенка. Повторяемость применения физических упражнений на занятиях по физической культуре позволяет, с одной стороны, оказывать необходимое биологическое воздействие на организм ребенка и изменять его физическое состояние, с другой стороны – передавать  двигательный опыт.

Выполнение физических упражнений связано с определенным чередованием напряжения и расслабления мышц. Уточним роль мышц как активной части опорно-двигательного аппарата. У детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник, и для его удержания требуется большое напряжение мышц.

На своих занятиях обучение основным движениям  я провожу в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:

- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;

- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний и разгибаний в суставах верхних и нижних конечностей и туловищем;

- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной и горизонтальной плоскостей;

- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.

Например, наклоны головы в стороны: медленные наклоны головы в правую (левую) сторону. Задержаться в этом положении на 30 секунд (от трех до пяти глубоких дыхательных движений).

Необходимо помнить, что в большинстве случаев ребенка трудно заставить удерживать нужное положение в течение 30 секунд, равномерно дышать и правильно выполнять движение. Поэтому на моих занятиях по физической культуре первоочередными задачами становятся:

- учить расслаблению мышц в сочетании с выдохом;

- учить копировать движения инструктора по физической культуре.

Решение указанных задач требует определенной постепенности. На занятиях по физической культуре я сначала создаю представление об упражнении. Затем ребенок начинает копировать движение. Одновременно я учу расслаблять группы мышц, участвующих в движении. Затем, по мере усвоения элементов техники, добиваюсь выполнения упражнения в медленном темпе с соблюдением правил. И последний этап – это выполнение упражнения в сочетании с выдохом и расслаблением.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов  выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. В своей работе я стараюсь выбирать  альтернативные, «правильные» упражнения, которые способствуют развитию силы и эластичности мышц, да и просто удобные для выполнения. Например, традиционные наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками, направленные на растяжение задней поверхности бедра, я заменяю  наклоном вперед с опорой на пятку выставленной вперед ноги. При этом происходит снижение давления на межпозвоночные диски и коленные суставы. Также для снижения сверхнагрузок на коленные суставы я ограничиваю сгибание колен до прямого угла и не даю выступать им за уровень носка. Кроме того, для уменьшения риска травмирования в локтевых суставах необходимо исключить переразгибание в них и сохранять локти «мягкими».

Ограничение амплитуды я ввожу и при выполнении маха ногами. Ограничиваю высоту маха до 90 градусов, сосредоточив внимание на скорости и контроле. Высокий мах вызывает оседание тела в талии и давление на поясничный отдел.

Очень травмоопасным для шейного отдела является упражнение  «плуг», когда в и.п. лежа на спине происходит касание пола ногами за головой. Это упражнение направлено на растяжение мышц спины, и как вариант замены я ввожу кошачий стретч, когда из и.п. стоя на коленях с опорой на руки медленно округляется спина и втягиваются мышцы живота. Неправильным является одновременное поднимание прямых ног в и.п. сидя и лежа: вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел и является крайне дискомфортным. На своих занятиях я ввожу данное упражнение через фазу сгибания и выпрямления ног.

Травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника оказывают следующие упражнения: в и.п. стоя на коленях с опорой на руки махи ногой назад и лежа на животе прогибание туловища назад. В первом упражнении я меняю исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной и не допускается прогиба в пояснице. Во втором упражнении, направленном на растягивание мышц живота, я ввожу разноименное поднимание рук и ног в том же и.п.

Упражнение на силу мышц живота мы с детьми выполняем в положении лежа на спине с согнутыми ногами и туловище поднимаем до уровня 30 градусов к поверхности пола. При этом не замыкаем руки за головой, так как это может создать давление на шейный отдел позвоночника. Вне этой позиции мышцы живота не получают должной нагрузки, они перекладываются на другие части тела.

Детям дошкольного возраста свойственны анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы: костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы. В результате может появиться плоскостопие. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, я одновременно с обучением структуре движения ввожу алгоритм упражнений, направленных на укрепление мышц.

В первом блоке я решаю задачу развития силы мышц стопы. Для этого использую упражнения в исходном положении сидя и лежа. Интенсивность выполнения – низкая, объем упражнений составляет порядка 6-7 с выполнением каждого 3-4 раза. По содержанию это различные захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание и разгибание пальцев ног.

Во втором блоке я решаю аналогичные задачи, но упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляю ходьбу на носках, на наружном своде стопы, бег челночный, на короткие дистанции (10 м), «змейкой». Интенсивность упражнений увеличиваю, объем снижаю. Время выполнения упражнения – примерно 15 секунд, интервал времени на упражнение всего блока -3-4 минуты.

В третьем блоке я решаю задачу укрепления мышц голеностопа и голени. Использую следующие упражнения: покачивания на носках, ходьба на носках на месте, ходьба на носках с высоким подниманием колена, перекаты с пятки на носки; бег на месте на носках, бег на месте на носках с высоким подниманием колена, прыжки на двух ногах с продвижением вперед (на матах).

В данном блоке использую метод стандартно-интервального упражнения. Время повторения упражнения составляет 5-6 секунд, интервал отдыха – 15 секунд. Во время отдыха дети выполняют махи расслабленной ногой в положении лежа и стоя.

И в четвертом блоке упражнений решаю комплексно задачи по укреплению силы мышц ног и формированию навыка рациональной технике ходьбы, бега и прыжков. Для этого использую следующие упражнения: прыжки толчком двумя ногами в длину на матах до ориентира, последовательное выполнение прыжков через несколько предметов высотой 10-15 см, также на матах, спрыгивание с предмета высотой 25 см с дальнейшим выпрыгиванием, запрыгивание на батут и выполнение прыжка вниз с дальнейшим выпрыгиванием, бег на короткие дистанции (10-20м), выполняемый на передней части стопы.

 Литература

  1. Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения.
  2. Лукина Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания.
  3. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений.
  4. Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ревакцинация

Ревакцинация

Лесовичок ВКонтакте

Лесовичок

Развивайка

Академия ранних наук

    малыш

Методический салон

Стажировочная площадка

Поделись позитивом с Тольятти!

позитивный Тольятти

Предшкольная пора

Федеральная инновационная площадка

Управленческий проект

Городской сквозной проект

Госуслуги

Cемья. Там где живет счастье

Урок на всю жизнь

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти (ИНН 6320000427), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок".
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности», «Политика конфидециальности»
Положение об обработке персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей) в МАОУ детском саду № 27 "Лесовичок"
Положение об обработке и защите персональных данных работников МАОУ детского сада № 27 "Лесовичок"

Согласие на размещение информации о ребенке на образовательном портале департамента образования администрации городского округа Тольятти и на официальном сайте Учреждения
Согласие на обработку персональных данных пользователей официального сайта Учреждения
Согласие на обработку персональных данных воспитанников и законных представителей