Развитие мелкой моторики по лексическим темам
Автор-составитель:
учитель - лоопед
Дрюкова Нина Олеговна
Предложенные детям игры направлены на развитие кинетической и кинестетической координации движений (это пальчиковые гимнастики, игры на складывание различных предметов из природного (бросового) материала, рисование, графические диктанты). Упражнения подбирались с учетом возрастных особенностей. Для тренировки пальцев рук используются упражнения и без речевого сопровождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Я отслеживаю правильную постановку кисти руки ребенка и четкость переключения с одного движения на другое. Указания даю спокойно, доброжелательным голосом.
Ягоды
Здравствуй
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несем,
Всю тебя мы соберем.
Методические указания. Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
Травка
Ветерок шуршит травой,
Прячет ягодку от нас,
Только мы ее найдем,
На варенье соберем.
Методические указания. Ладони повернуты к себе, пальцы раздвинуты. Интенсивное «трепетание» пальцами.
Ягоды
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника. (указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке)
Запомнил я наконец.
Что это значит? (приподнимают плечи, удивляются)
Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперед).
Загадка
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь спелая.
Выложить в ряд, чередуя фасоль и бобы, геометрические фигуры, различные фигуры.
Зайка
Под высокою сосной
Сидит заинька косой.
Методические указания. Одна рука сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.
Деревья
Друг от друга деревья росли далеко, (пальцы обеих рук растопырены)
Человеку пройти этот путь нелегко (левой рукой выставить указательный и средний пальцы, остальные в щепоть)
Только корни двух елей однажды сплелись (пальцы обеих рук сплетаются)
Будто дерева два навсегда обнялись.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Шарик
Надуваем быстро шарик – Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,
Воздух вышел – ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.
Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них – пальцы принимают форму шара. Воздух выходит – пальцы в исходное положение.
Петушок
Петушок, петушок,
Сколько стоит гребешок?
Нет, нет, нет – не продам,
Разбегайтесь по домам.
Методические указания. Поочередное вкладывание монеток то правой, то левой рукой в сплетенные пальчики. При произнесении слов нет, нет, нет – не продам зажимаются ладошки и выполняются потрясывающие движения.
Скакалочка
Я скачу, я верчу новую скакалку.
Захочу, обскочу Галку и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком, да на правой ножке.
Методические указания. Руки перед грудью ладонями вниз. Большие пальцы направлены друг на друга, остальные пальцы сжаты в кулаки. Выполнять круговые движения большими пальцами ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону, затем в другую.
Вертолет
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети!
Методические указания. Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти.
Овощи
Засолка капусты
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).
Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
Морковка
Не морковка – загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.
Методические указания. Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.
В корзиночке
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке (дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец (сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина молодец! (показывают большой палец)
Игра.
Выложить горошком по нарисованному контуру.
Загадка. Хотя и сахарной зовусь,
От дождя я не размокла,
Кругла, крупна, сладка на вкус,
Узнали вы? Я … (свекла)
Фрукты
«Апельсин»
Мы делили апельсинМного нас, а он один ( Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты). Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут).
Эта долька для чижа. ( Отогнуть безымянный палец).
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец).
Эта долька для котят(Отогнуть указательный палец).
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец).
А для волка – кожура. ( Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру).
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки – как волчьи зубы).
Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами).
«Слива»Мы пришли в фруктовый сад,
Стали сливы собирать.
Сливы, сладкие как мед,
Сами просятся к нам в рот.
Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Методические указания. Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Дикие животные
Детки
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок, (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
А этот спешит, ковыляет спросонок.
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем).
Зайцы
Скачет зайка косой (указательный палец и средний вверх, остальные в щепоть – правой рукой).
Под высокой сосной (пальцы широко раздвинуты – правой рукой).
Под другою сосной (на левой руке пальцы раздвинуты).
Скачет зайка второй (на левой руке указательный и средний пальцы вверх, остальные в щепоть)
Белка
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Методические указания. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Методические указания. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных. Средних, безымянных пальцев и мизинцев.
На лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Методические указания. Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочередно.
Домашние животные
Довольные мамы
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Методические указания. Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.
Мамы и детки
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок. (Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца).
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! (Показывают пальчики, играя ими).
Козы
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит,
Колокольчиком звенит.
Методические указания. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки; соединить большой и указательный палец, остальные вытянуть.
Утята
Раз-два – шли утята.
Три-четыре – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко – громко запищал:
-Пи – пи – пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
Методические указания поочередно сгибать все пальцы правой руки (затем левой рукой) начиная с большого, а со звуков «пи-пи-пи» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Осень
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля. (поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре –
(Руки сжимают в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе. (разводят руками перед собой)
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплетены между собой. Выпрямить их на себя.
Фигурки из палочек.
Мельница крыльями
Машет вдали –
Будет мука,
Чтоб пирог испекли.
Выложить мельницу в форме солнца
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний буке отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
Семья
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Методические указания. Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
Кто приехал
Методические указания. Пальцы обеих рук складывают кончиками вместе.
Кто приехал? (Быстро хлопаем кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы 1 (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают друг друга).
Мама, мама! Это ты? (хлопки кончиками сначала больших пальцев, затем указательных).
Папа, папа! Это ты? (хлопки кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (хлопки кончиками средних пальцев).
Братец, братец! Это ты? (хлопки кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопки кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка! Это ты? (хлопки кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (Хлопки мизинцами)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопки всеми пальцами).
Моя семья
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши.)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши.)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я. (поочередное поглаживание – массаж – всех десяти пальцев.)
Вот и вся моя семья!
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Методические указания. Большие пальцы правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, их надо поднести к глазам.
Весна
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель. (ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)
Приближается апрель.
«Ласточка»
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
Методические указания. На каждую строку больший палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.
«Весна»
Иди, весна, иди красна, (дети пальчиками «идут» по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Встреча птиц
В стороны руки: ими помашем – это к нам птицы, с юга летят. (махи кистями рук на себя, вверх – вниз)
Мы их так ждали, смастерили скворечник. (стучим кулачок о кулачок)
Летите к нам, птички, летите, малышки! (делаем «птичку» пальцами).
Мы вас так ждали холодной зимой. («Птичка» машет крылышками).
Школа
Мы писали
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики. (пальчики скачут по столу. Растопырить пальцы, ладони вверх)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок. (пальчики скачут по столу)
Ветер травушку качает, влево-вправо наклоняет. (легкие движения кистями влево, вправо)
Вы не бойтесь ветра, зайки! (погрозить пальцем)
Веселитесь на лужайке! (весело хлопать в ладоши)
Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Методические указания. Ладони вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, его можно вращать.
В школу
В школу осенью пойду. (дети «шагают» пальчиками по столу).
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду. (грозят указательным пальчиком правой руки)
Зима
Погреемся
Наши ручки замерзают. (кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! (разжать кулачки, хлопать в ладоши).
Пальчики, чтоб их согреть, сильно надо растереть. (прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь)
Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем. (греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки).
Лед
Чтоб на льду не растянуться (ладони перед собой, пальцы сжаты)
Лег Андрюшка на живот (положить ладони на стол)
Ведь не может поскользнуться кто не ходит, а ползет. (ладони тихо скользят – ползут по столу, то сжимаясь, то разжимаясь).
Игра
Зимним утром от мороза
За заре звенят березы.
Методические указания. Руки тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы подняты и растопырены. Произнося текст, шевелить кистями рук и пальцами.
Зимующие птицы
Голуби
Мы распахнем пошире дверь и выпустим на волю голубей. (руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны ладонями вверх)
И, крыльями взмахнув легко, они взлетают высоко. (махи руками– имитация полета голубей)
Вернувшись из полета, воркуют друзья: жить без свободы птицам нельзя. (выполняют «птичку»: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими)
Воробьи
Пять воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроем и немного устали,
Один улетел, а двое остались,
Сидели вдвоем и снова скучили,
Один улетел, и остался один.
Один посидел, да и взял улетел.
Методические указания. Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному.
Птичка
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошки.
Методические указания. Ладони перекрещены и повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга) – голова птички, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Филин
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу-бу-бу».
Методические указания. Руки, сжатые в кулаки, прижаты. Большие пальцы вверх – ушки; указательные пальцы показывают на грудь – нос. Шевелить большими пальцами.
Насекомые
Божья коровка.
Божьей коровки папа идет. (всеми пальцами правой руки «шагать» по столу).
Следом за папой мама идет. (всеми пальцами левой руки «шагать» по столу).
За мамой следом детишки идут, вслед за ними малышки бредут («шагаем» обеими руками одновременно).
Красные юбочки носят они (поджать ладони, пальцы плотно прижаты).
Юбочки с точками черненькими. (постучать указательными пальцами по столу).
На солнышко они похожи, встречают дружно новый день. (изобразить пальцами солнышко)
А если будет жарко им, то спрячутся все вместе в тень. (спрятать пальцы обеих рук в кулачки).
Осы
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.
Методические указания. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Методические указания. Пальцы сжаты в кулак. Указательный и мизинец развести в стороны и пошевелить ими.
Бабочка
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Методические указания. Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые – бабочка сидит. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.